Одним из самых зрелищных видов спорта является конный спорт. Он исключительно разнообразен — от классических скачек до национальных игр, а своими корнями уходит в Древнюю Грецию и соревнования колесниц. Конкур, выездка и троеборье включены в современную олимпийскую программу.
Содержание статьи:
Бега: испытания рысаков на резвость
Бега — это ипподромные испытания рысаков на резвость, которые проводятся на беговой дорожке шириной 15 и длинной 1000-1600 метров. Дорожка обычно имеет эллипсовидную форму и угол наклона от 3-х до 11 градусов. Покрытие трека бывает земляным или из дерна.
Для участия в бегах рысаки запрягаются в специальные легкие тележки — качалки, которые имеют велосипедные колеса и весят от 18 до 20 кг. При этом спортсмена, который управляет качалкой называют наездником.
Старт на бегах дается при помощи специальной стартовой машины, на которой укреплены металлические створки с желтыми и зелеными огнями. Когда стартовая машина начинает двигаться, то включается желтый свет, по сигналу которого наездники начинают движение, выстраиваясь за створками. Заезд начинается по зеленому сигналу.
Если рысак во время заезда сбивается с рыси и переходит на галоп, то его снимают с соревнований (в России дается определенное количество скачков в зависимости от возраста лошади для исправления хода, в некоторых других странах дисквалификация происходит сразу). Также дисквалифицируется лошадь, которая прошла финиш галопом или имела в заезде больше двух сбоев. Кроме того существует стандарт резвости, свой для каждой породы лошади и каждого возраста. Если рысак показал время ниже установленного стандарта, то его также дисквалифицируют.
Лошадей начинают испытывать с 2-х летнего возраста, на дистанции 1600 метров. Лошади старшего возраста испытываются на более длинных дистанциях (до 3200м).
Страны с развитым беговым спортом объединяет Европейский рысистый союз, который разрабатывает стратегию развития и составляет программы международных призов. Кроме того бега являются высокодоходным бизнесом на лошадях. Так игра на тотализаторе привлекает в конную индустрию огромные финансовые средства.
Самыми известными и популярными считаются бега — Дерби, по традиции проходящие в первую среду июня на ипподроме Эпсом Даунз, близь Лондона. Они были учреждены в 1780 году двенадцатым потомком из рода графов Дерби.
Вольтижировка: вид упражнений на лошади
Вольтижировка — это вид гимнастических упражнений, выполняемых на лошади. При этом лошадь на корде движется галопом или рысью по кругу диаметром не менее 15 метров. В центре круга находится кордовой, который с помощью корды заставляет лошадь двигаться по кругу против часовой стрелки, а с помощью бича поддерживает постоянный темп аллюра.
Само слово «вольтижировка» происходит от французского voltiger, что означает порхать, летать.
На лошадь одевают специальную уздечку с растяжкой и вольтижировочное седло, которое крепится на лошади четырьмя подпругами (две прямые и две диагональные). Спереди на седле имеются две ручки, а сзади — два кольца. Ими спортсмен пользуется при выполнении гимнастических упражнений.
Основные упражнения по вольтижировке:
1. Сед в седло (это прыжок в седло, который состоит из двух основных частей — толчок и круг прямой ногой через круп лошади).
2. Соскакивание с лошади.
3. «Ласточка» или упор (упражнение при котором спортсмен упирается коленом на седло и вытягивает другую ногу назад).
4. «Ножницы» (одно из самых трудных упражнений, при выполнении которого всадник резко меняет посадку, садясь лицом к крупу лошади), стойка (вертикальное статическое положение спортсмена, бывает стойка на ногах и на плечах).
5. Перемах (через шею или круп лошади прямой ногой).
6. «Вертушка» (одно из самых сложных упражнений — при выполнении седа в седло спортсмен делает перемах через круп и, сразу перенеся правую ногу через седло, садится лицом к крупу).
При обучении вольтижировке начальные занятия проводят на стоящей лошади, либо на макете лошади, выполненном в натуральную величину. В дальнейшем, по мере освоения упражнений, лошадь пускают быстрыми аллюрами.
Соревнования по вольтижировке могут быть личными или командными. В команду входят 8 основных и один запасной спортсмен. Все упражнения подразделяются на четыре степени трудности. За правильное выполнение упражнений первой степени трудности ставят 1 балл, второй — 2 балла, третьей — 3 балла, четвертой — 4 балла. Соревнования включают в себя обязательную программу (не менее 5ти упражнений) и произвольную. Участники соревнований подбирают для выступления музыку и костюм, которые гармонично дополняют создаваемый образ. Победителем становится спортсмен или команда, набравшие наибольшее количество баллов.
На турнирах уровня континентального первенства и выше мужчины и женщины (в личном первенстве) соревнуются раздельно. Существуют возрастные ограничения: к командным соревнованиям допускаются спортсмены до 18 лет, к индивидуальным и па-де-де (показательным) — с 14 лет.
Идеальной для вольтижировки считается достаточно спокойная, с крепкой широкой спиной и мягкими аллюрами лошадь, приученная к ровному движению на корде по кругу.
Джигитовка: выполнение трюков на лошади
Джигитовка – это выполнение сложных гимнастических упражнений и акробатических трюков на лошади, идущей карьером или резвым галопом. При этом всадник демонстрирует смелость, ловкость, силу и искусство управления лошадью. Некоторые из упражнений очень опасные. В идеале джигитовку выполняют в казачьем или кавказском седле со стременами, связанными под животом, с ремнем скашовка.
Само слово джигитовка происходит от тюркского джигит, что означает лихой и искусный всадник.
Несмотря на кавказское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение российское. Казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это русское конное боевое искусство, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. До 50-х годов XX века она использовалась в боевой подготовке Русских кавалерийских частей.
Упражнения и трюки в джигитовке
К обязательной джигитовке относились следующие упражнения:
1. Стрельба с коня и рубка (уколы) чучел;поднимание предметов с земли.
2. Подъем на коня пешего товарища.
3. Увоз раненного одним или двумя всадниками; соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере.
К упражнениям вольной джигитовки относились:
1. Джигитовка с пикой и упражнения в метании дротика в расставленные цели
уменье положить коня на карьере.
2. «Рыбка», — переворачивание на карьере лицом назад; скачка сидя задом наперед;скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую.
3. Скачка стоя.
4. Расседлывание коня на скаку.
Вольная джигитовка, способствуя казачьей удали, поощрялась всеми возможными средствами. Правила для нее не устанавливались.
В военной энциклопедии издательства Сытина (1911—1915) выделяются следующие виды джигитовки:
а) Стрельба с коня в карьер по чучелам из соломы, пропитанным нефтью.
б) Стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле.
в) Соскакивание на обе стороны по несколько раз подряд.
г) Скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет.
д) Соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер.
е) Расседлывание и оседлывание лошади на карьере, не слезая, а только пересев на круп лошади.
ж) На полном ходу соскакивание с лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост.
з) «Отвага», то есть держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головою вниз, и держаться на весу.
и) Перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть на седло с другой.
к) Скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь.
Другие составляющие джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, отбивы ногами, работа без повода, езда без амуниции. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало когда «мёртвые» лошади в нужный момент оживали и кавалерия начинала атаку. Другие наставления приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях.
Однако с развитием военного дела важнее становилось умение всадника действовать в составе подразделения и взаимодействовать с другими частями, чем личное мастерство. Как самостоятельная дисциплина, джигитовка исчезает после ликвидации кавалерии как вида Вооруженных Сил.
Джигитовка – это не только военное искусство, но и спорт. Как спортивная дисциплина джигитовка просуществовала до 70-х годов XX века и была родоначальнице вольтижировки, которая и заменила ее впоследствии. И только в 2005 году она была возрождена. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа».
Упражнения спортивной джигитовки выполняются на лошади, скачущей широким галопом по прямой ровной дорожке длиной 360 м и шириной не менее 10 м (на таком расстоянии зрелищность того или иного элемента уступает вольтижировке, которая проводится на небольшом хорошо видном зрителям пространстве).
Деление упражнений по сложности
По сложности все упражнения делят на три группы. В первой группе (с оценкой в 1 балл за каждое выполненное упражнение) – толчки о землю с посадкой в седло. Ко второй группе относят толчки, выполняемые в один темп с хватом за переднюю или заднюю луку, а также «ножницы» и поднимание с земли колец с одной стороны лошади. Эти упражнения оцениваются в 2 балла за каждое. К третьей группе относятся самые сложные упражнения, например «уральская вертушка», и за каждое спортсмен получает по 3 балла.
В джигитовке, в отличие от спортивной езды, лошадь не должна реагировать на смещение центра тяжести наездника, любые касания, случайные толчки, менять заданное направление, скорость движения, а должна быть невозмутимо спокойна в любых ситуациях. Предпочтительны полукровные лошади, ростом около 160 см, обладающие спокойным характером и плавным ритмичным галопом (так как упражнения выполняются под темп галопа).
Существует также цирковая джигитовка — род трюковой езды, со стрельбой в цель из разных положений, разнообразные прыжки и т.д. В XX веке цирковое направление дало рождение каскадерству, разработавшему серию специфических трюковых элементов направленных на зрелищность.
Также существуют национальные виды джигитовки: у казахов она носит название «кумисал»; у киргизов «тыйын-энмей» и заключается главным образом в поднимании на полном скаку с земли мелких предметов, например монет; у грузин — «джирити» включает стрельбу в цель с коня, поднимание с земли папахи и другие упражнения.
В Америку и Европу русскую джигитовку завезли в 20-х годах XX века белые эмигранты, где на ее основе были разработаны американский стиль «western» и комплекс упражнений «Cossack vaulting».
Драйвинг: соревнования экипажей, запряженных лошадьми
Драйвинг — это соревнования экипажей, запряженных одной, двуми или четырьмя лошадьми, в зависимости от класса упряжек. Управляют экипажами 2 человека — драйвер (не моложе 16-ти лет) и грум (не моложе 14- ти лет), который помогает драйверу держать баланс экипажа, вписываться задними колесами в повороты, а также указывает дорогу.
Соревнования по драйвингу включают три вида: соревнования A — дрессаж (манежная езда), соревнования B — марафон (по пересеченной местности) и соревнование C — паркур (преодоление конус-препятствий). В этом плане драйвинг напоминают верховое троеборье. Чаще всего соревнования проводятся в три дня. Иногда в соревнования включают только два вида, но в любом случае марафон является обязательным.
Победителем считается участник, набравший минимальное количество штрафных очков во всех трех видах соревнований.
Дрессаж проводится на стандартной огороженной площадке размером 40×100м (или 40х80) с ровным травяным покрытием. В этом соревновании демонстрируется съезженность всех лошадей в упряжи и синхронность их движений. Оценивается правильность и производительность аллюров, импульс, а также управляемость при выполнении различных фигур. Лошадь должна реагировать на малейшую, незаметную для окружающих, работу вожжей, а использование голосовых команд судьями не приветствуется.
Кроме того, оценивается точность и общий контроль за лошадьми, а также костюмы участников, экипаж и образ в целом. За выезд на площадку без головного убора или фартука начисляются штрафные очки.
Особую роль играет хлыст в руках драйвера. Так как драйвер не имеет средств управления кроме вожжей, то, например, для того, чтобы лошадь изогнулась при повороте, и вошла в него как можно плавней, он придерживает зад лошади используя хлыст. Его отсутствие также наказывается штрафными баллами.
В дрессаже грумы не играют важной роли, они просто сидят рядом или сзади драйвера, дополняя общую картину. В случае разъединения какой-либо части упряжи они могут спешиваться для устранения неполадок. Однако спешивание грумов наказывается штрафными очками.
В дрессаже экипажи должны быть сделаны под старину или под определенный стиль, которому следуют участники, быть оборудованы фонарями и задним светом (или рефлекторами) и сиденьем для грума. У экипажа может быть как 2, так и 4 железных или обрезиненных колеса. Минимальная колея (измеряется по внешней стороне задних колес) должна быть 138см.
Отрезки соревнований в драйвинге
В марафоне проверяются пригодность, выносливость и тренированность лошадей, а также навыки и мастерство участников. В этом соревновании выделяются 5 отрезков:
1. Отрезок A — кросс по пересеченной местности, аллюр свободный с расчетной скоростью 15 км/ч. Максимальная дистанция этого отрезка составляет 7 км. На всем его протяжении располагаются наблюдатели, которые отслеживают правильность прохождения маршрута.
2. Отрезок B — прямой шаговый отрезок без спусков и подъемов, максимальная протяженность которого составляет 1 км, а минимальная 800м. Расчетная скорость 7 км/ч. После прохождения этого отрезка лошади проходят ветеринарный осмотр, и отдыхают 10 минут.
3. Отрезок C — скоростной отрезок, максимальной протяженностью 4 км, который преодолевается рысью. Расчётная скорость 19 км/ч. Отрезок должен быть прямым и ровным (как отрезок В).
4. Отрезок D — еще один шаговый отрезок, по завершении которого проводится ветеринарный осмотр и устраивается обязательный отдых.
5. Отрезок E — самый длинный и наиболее зрелищный отрезок, максимальная протяженность которого составляет 9 км. Расчетная скорость 14 км/ч. На этом отрезке экипажам необходимо преодолеть препятствия (от 5ти до 8ми) с разрушаемыми элементами.
Для прохождения отрезков устанавливается лимит времени, участники превысившие лимит исключаются из соревнования.
Экипажи для марафона должны быть на 4х колесах и иметь сзади место для грума (в классе четвериков необходимо наличие 2-ух грумов). Экипажи должны быть не столько красивыми, сколько практичными — основное их достоинство это прочность, устойчивость и маневренность. Минимальная ширина колеи экипажа 125 см. Стиль одежды в марафоне также не играет большой роли, фартук и перчатки могут вовсе отсутствовать, но наличие головного убора и хлыста обязательны.
В паркуре проводятся испытания лошадей на хорошую физическую подготовку, подчиняемость и гибкость после марафона, а также проверка мастерства участников. Экипаж (на арене не менее 70х120м) должен пройти маршрут из максимум 20ти препятствий, ширина которых чуть больше регламентированной ширины колеи экипажа.
Препятствия представляют собой специальные конусы, высотой не менее 30 см, который при задевании падают на землю. Комбинированные препятствия могут быть построены из маркеров или элементов конкурных препятствий, высотой от 40 до 60 см. Разрушение любого элемента препятствия наказывается штрафными очками.
Маршрут паркура прокладывают так, чтобы на большей части дистанции участники могли сохранять достаточно быстрый темп движения, однако он предусматривает довольно резкие поворот. Участники знакомятся с маршрутом не позднее, чем за 1 час до начала соревнований.
Существует 2 типа этих соревнований:
На ошибку — паркур проводится с учетом штрафных очков за разрушение препятствий и превышение нормы времени. Соревнования могут проводиться в один или два гита (круга) с переездкой. Ко второму гиту допускаются участники с нулевым количеством штрафных баллов.
Если у нескольких участников (претендующих на первое место) равное количество штрафных очков, то должна проводиться переездка.на время — паркур проводится на основе учета времени в секундах, которое требуется участникам для завершения маршрута, а все штрафы за допущенные ошибки переводятся в штрафные секунды.
В паркуре используется тот же экипаж, что и в дрессаже. Такие же и требования к одежде и общему стилю запряжки.
В драйвинге принимают участие лошади с 6-ти лет в классе одиночек и 4-5 летнего возраста (в зависимости от категории соревнований) в остальных классах.
Драйвинг — молодой вид конного спорта, он был признан Международной Федерацией конного спорта (FEI) в 1970 году, а в России появился только в 1998 году. Эти соревнования очень красивы и привлекают большое количество зрителей.
Несмотря на молодость в драйвинге существует много традиций. Так, например, после завершения крупных турниров, маршрут паркура пытаются пройти спонсоры соревнований, которые берутся за вожжи, а в роли грумов выступают драйверы.
Конное поло: командная игра с мячом
Поло считается одной из древнейшей командных игр с мячом. Возникла игра две с половиной тысячи лет назад в Центральной Азии, откуда получила распространение в Индии, Тибете, Дальнем Востоке и даже в Японии. Во второй половине 19 века поло было завезено в Европу из Индии английскими офицерами, где оно вскоре стало самой популярной командной игрой британской аристократии и приобрело спортивный характер.
В Америке поло популяризовал известный американский издатель и путешественник Джеймс Гордон Беннетт. Во времена Александра II в Российской Империи конное поло стало излюбленным развлечением военной знати, поскольку в этой игре можно было показать мастерство наездника.
Конное поло часто называют спортом аристократов. Это командный вид спорта, в котором участники верхом на лошадях с помощью специальных клюшек пытаются забить мяч в ворота соперника.
Играют две команды по 4 всадника в каждой. Традиционно под первым и вторым номерами играют форварды, их основная задача — забивать голы. Третий номер — центровой игрок или полузащитник, он помогает нападающим и защите. Четвертый номер — защитник.
Игра состоит из периодов – чаккеров (англ. chukka), длительность которых составляет 7 минут. Перерыв между чаккерами – 3 минуты, во время которых всадники меняют лошадей, каждая лошадь в течении игры может выйти на поле только дважды. Матч, в зависимости от правил конкретного соревнования может состоять из 4, 6, или 8 чаккеров.
В случае нарушения правил, падения пони или игрока, получения пони или игроком травмы, повреждения амуниции, потери шлема или вылета мяча за пределы поля игра останавливается.
Судят игру два верховых арбитра и главный судья у средней линии поля, который разрешает споры между арбитрами.
Размер поля составляет 300 ярдов (274,2 метрa) в длину и 150-160 ярдов (137,1-146,2 метра) в ширину. На противоположных концах поля расположены семиметровые ворота, на расстоянии друг от друга не менее чем 230 метров. После каждого гола команды меняются воротами, чтобы ни у кого из них не было преимуществ в связи с погодными условиями или грунтом.
Игра в конное поло традиционно заканчивается выходом зрителей на поле, которые утаптывают дерн, вырванный копытами лошадей.
Все это относится к так называемому «outdoor polo», когда игра проводится на открытом воздухе. Существует еще и облегченный вариант — «arena polo».
Для игры в конное поло выращивают и тренируют специальных лошадей, так называемых поло-пони. До 1919 года к игре допускались лошади высотой в холке не более 147 см, позднее этот предел увеличили до 155 см. Поло-пони должны уметь быстро разгоняться и тормозить, совершать стремительные рывки, резко менять направление на полном ходу и при этом не пугаться других лошадей и наездников с клюшками. Кроме того, поло-пони отличаются плавным ходом, который облегчает наезднику задачу попасть по мячу. Чтобы во время игры не нанести травму лошадям им коротко стригут гриву, а хвост заплетают в короткий жгут.
Слово «поло» происходит от слова «pulu», что на древнеиндийском означает «ивовые прутья» — из них раньше изготовляли мячи для этой игры.
В настоящее время мячи делают из прессованного бамбука. Весит такой мяч примерно 130грамм и составляет в диаметре 8,89 см.
Клюшка для игры в поло представляет собой ивовый прут длиной 120 – 135 см (длина выбирается в зависимости от высоты пони и размаха игрока) с молоточком на конце, который закрепляется на запястье при помощи специальной петли. Клюшку держат только правой рукой, исключения для левшей в конном поло не делаются.
Кроме клюшки к экипировке игрока в конное поло также относятся: перчатки, предохраняющие руки от мозолей и обеспечивающие надежней хват; шлем, который иногда оснащается защитной маской для лица; наколенники, которые защищают при падении на землю и при столкновении с другими игроками; хлыст и тупые шпоры. Одеваются игроки традиционно в белые бриджи и рубашку-поло.
Несмотря на кажущуюся со стороны легкость, игра в конное поло требует высокого физического напряжения и опасна травмами, для того чтобы одной рукой маневрировать галопирующим пони, и при этом другой рукой бить по мячу, необходимо заниматься конным спортом с самого детства.
Термины конного поло
Некоторые термины, встречающиеся в конном поло:
1. Бамп (англ. bump) — направление своего поло-пони в бок поло-пони соперника.
2. Нирсайд (англ. nearside) — левый бок пони.
3. Оффсайд (англ. offside) — правый бок пони.
4. Пони-гол — гол забитый в ворота соперника от ноги или туловища пони. Такой гол засчитывается и всегда вызывает огромный восторг у зрителей.
5. Пропуск мяча (англ. leave) — проезд мимо мяча с целью оставить его под удар партнеру, находящемуся сзади в более выгодном положении.
6. Гандикап — рейтинг игрока, отражающий его умение. Гандикапом команды считается сумма рейтингов всех ее игроков, выходящих на поле. Соревнования по конному поло проводятся отдельно для каждой категории гандикапа.
7. Прямой удар (forehand) — удар, используемый для передачи мяча вперед или вбок партнеру по команде.
8. Обратный удар (backhand) — удар, используемый для передачи мяча назад партнеру по команде.
9. Удар из-под шеи (neckshot) — удар по мячу из-под лошади спереди.
10. Хвостовой удар (tailshot) — удар по мячу сзади.
Конные пробеги: преодоление расстояний на скорость
Конный пробег — это дисциплина конного спорта, цель которой — преодолеть соответствующее расстояние с оптимальной скоростью. Оптимальность в данном случае означает сохранение баланса между резвостью и физическими данными лошади. Победитель определяется по лучшему показателю времени прохождения дистанции.
Пробеги показывают не только выносливость лошади, но и умение всадника правильно рассчитывать физические возможности лошади на длинной дистанции, распределять нагрузку так, чтобы не утомить лошадь преждевременно, и вместе с тем показать хорошее время. Соревнования могут проходить не один день.
Конные пробеги проводятся в естественных природных условиях, на пересеченной местности и по разным видам ландшафта, при этом маршрут не должен содержать более 10% дорог с жестким покрытием.
Участники конного пробега имеют в своем распоряжении карту (или план) маршрута, на которой изображено расположение всех обязательных остановок и препятствий. Для разметки определенных участков на протяжении маршрута, а также для обозначения препятствий, стартовой и финишной линий устанавливаются ограничительные флажки, ленты, указатели и т.д.
При этом разметка должна быть выполнена таким образом, чтобы у всадника не возникало сомнений в отношении направления движения. Если же ошибки все-таки происходят, то они должны быть исправлены с того места, где были совершены, в противном случае участник может быть исключен из соревнований.
Маршрут пробега может включать в себя естественные препятствия в виде канавы, крутого спуска (подъема) или водной преграды (речки, ручьи). При этом у каждого такого препятствия должна быть предусмотрена альтернатива — обход естественной преграды, который, однако, отнимает у участника дополнительное время. Таким образом, отказ от преодоления препятствия на маршруте не влечет за собой последствий в виде исключения из соревнования.
Маршрут состоит из множества отрезков, в конце которых происходит обязательная остановка для отдыха и ветеринарного контроля за состоянием лошади. Если при проверке физического состояния лошади выявляются нарушения определенных показателей и дальнейшее участие может угрожать ее здоровью, то лошадь снимается с маршрута. Отрезки по протяженности не должны превышать 40 км.
На маршруте всадник может спешиваться, идти или бежать рядом с лошадью, однако линии старта и финиша он должен пересечь только верхом.
В конных пробегах очень важны хорошая экипировка всадника и правильно подогнанная амуниция, поскольку всадник находится в седле длительный срок. Лучше использовать не новое седло, чтобы не возникло неприятностей с натиранием спины лошади, и удобную, легкую, не тесную одежду.
Датой рождения пробегов в том виде, в каком они существуют сейчас можно считать 1955 год, когда в Америке впервые был проведен турнир TEVIS Cup. Его отличительной чертой стал строгий и педантичный ветеринарный контроль. До этого дистанционные конные пробеги имели репутацию одного из самых жестоких видов конного спорта.
Скачки: ипподромные испытания на скорость лошадей
Скачки — это ипподромные испытания на скорость лошадей верховых пород, с целью выявления и развития их работоспособности и позволяющие отбирать для племенных целей лошадей, обладающих высокой резвостью.
Скачки проводятся на скаковом кругу, который по краям ограничивают внешняя и внутренняя бровки (обычно это полоска дерна, канава или кустарник). Покрытие дорожки может быть земляным (в этом случае почву тщательно боронят и удаляют камни) или травяным. Ширина скаковой дорожки должна быть не менее 8-ми метров. Финиш располагается напротив судейской.
На скачках лошади стартуют из специальных отсеков (стартовых боксов), которые по сигналу стартера одновременно открываются, что дает возможность начать скачку без фальстартов. После старта боксы убираются с дорожки.
Жокеи, выступающие на скачках обычно легкие и невысокого роста (в барьерных скачках жокеи могут быть повыше, т.к. они ездят на более длинных стременах, чем в гладких скачках). Это связано с тем, что вес, который должна нести лошадь в скачках, ограничен и зависит от возраста лошади. Поэтому перед соревнованиями жокеев взвешивают вместе со скаковым (максимально облегченным) седлом и одеждой. В случае же если веса не хватает, то к седлу крепится дополнительный груз. После скачек жокеи-призеры проходят повторное взвешивание, чтобы убедиться, что вес остался неизменным или изменился незначительно.
В скачках с гандикапом лошадям-фаворитам добавляется дополнительный вес для того чтобы теоретически уравнять шансы всех лошадей на победу. Кроме того кобылы должны нести массу на 2 кг меньше, чем жеребцы, а лошади трехлетки, которые участвуют в скачках вместе с четырехлетками, — на 3-5 кг меньше.
Во время скачки жокеи приподнимаются в коротких стременах в специфической позе, подавшись вперед и припадая к шее лошади, что уменьшает сопротивление воздуха и дает лошади большую свободу. На каждую скачку жокей надевает камзол цветов владельца лошади, на которой он выступает, эти цвета указываются в программке скачек.
Скачки разделяются на гладкие и барьерные
Гладкие скачки проводятся на ровной скаковой дорожке ипподрома. Дистанция составляет от 1000 до 4000 метров — в зависимости от возраста лошадей: двухлетки галопируют на дистанциях 1000-1600 м, трехлетки — 1200-3000 м, лошади 4 лет и старше — 1400-4000 метров.
Барьерные скачки (как видно из названия) — это скачки с препятствиями. Такие скачки требуют от лошади не только скоростных качеств, но также выносливости и способности к прыжкам. Препятствия представляют собой хердели высотой около 1 метра и выставленные на скаковой дорожке с интервалом в 250-300 метров. Дистанции для трехлеток составляют от 2000 до 2800 метров, для лошадей старше 3-х лет — от 3000 до 4000 метров.
В настоящее время скачки верховых лошадей проводятся во многих странах мира, но самыми известными местами их проведения являются: Англия, США, Франция, Австралия, Япония и Гонконг.
Скачки привлекают внимание миллионов людей по всей планете не только своей зрелищностью, но и царящей на ипподромах атмосферой азарта — скачки и игра на них (тотализатор) уже практически неотделимы друг от друга. В большинстве стран на организацию соревнований идет определенный процент от суммы заключенных ставок.
Применение видеозаписи и проведение различных лабораторных тестов помогают выявлять нечестные приемы со стороны участников, такие как, например, применение допинга, с целью заставить лошадь бежать быстрее своих обычных возможностей. Выявление и предотвращение таких манипуляций входит в обязанности организаторов скачек.
Стипль-чез: скачка с препятствиями на замкнутой дистанции
Стипль-чез — это скачка с препятствиями (обычно проводимая на время) на замкнутой дистанции длиной от 4 до 8 км, которая может проводиться как на специально оборудованной трассе, так и на ипподроме (препятствия в этом случае сооружаются внутри круга).
Препятствия представляют собой разнообразные «мертвые» (неразрушимые) преграды высотой до 150см, изготовленные из деревянного бруса, бревен и очень плотного живого кустарника, а также канавы с водой и без воды, земляные валы. Количество препятствий составляет от 12 до 36 и зависит от продолжительности дистанции. Кроме того, скаковая дорожка имеет различное покрытие и небольшие перепады высот. Самым трудным считается грунт, который называется «вспаханное поле», он даже после небольшого дождя превращается в густую и вязкую кашу, преодоление которой требует от лошади максимального напряжения сил.
Стипль-чез берет начало в конных состязаниях, которые устраивали ирландские фермеры во второй половине XVIII века. Они проводили скачки до колоколен, высокие шпили которых были видны издалека, напрямик по пересеченной местности, где на пути попадались всевозможные естественные преграды — канавы, речушки, болота, кусты и бурелом. С английского стипль-чез так и переводится: steeple — шпиль и chase — погоня.
Наибольшее распространение стипль-чез получил в Англии, а Большой Ливерпульский стипль-чез — один из самых дорогостоящих — является предметом национальной гордости. Протяженность дистанции составляет 7200 метров, а количество препятствий — 32.
Также хорошо известен Большой Пардубицкий стипль-чез, проходящий в Чехии. Его протяженность — 6900 метров. Он настолько сложен, что многие всадники даже не доезжают до финиша.
Вообще стипль-чез отличается повышенной травмо-опасностью, а потому требует от лошади невероятной силы, резвости и выносливости, а от всадника огромного мастерства. К соревнованиям допускаются лошади от 5 лет.
Иппотерапия: лечебная верховая езда
Лечебная верховая езда — это особая форма лечебной физкультуры, которая получила признание во многих странах мира. Сам термин «иппотерапия» возник сравнительно недавно и происходит от греческого «hippos» – лошадь.
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду как один из методов лечения, реабилитации и адаптации, очень широк. Это и нарушения опорно-двигательного аппарата — от неправильной осанки, искривления позвоночника и нарушения координации движений, до серьезных проблем, возникающих вследствии параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы. И поражения органов чувств — слепота, глухота. И различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний. И нарушения психоэмоциональной сферы — аутизм, неврозы, шизофрения. И послеоперационная реабилитация. А также при работе с «трудными» детьми и подростками, для облегчения социальной адаптации.
Казалось бы, что может дать инвалиду или даже парализованному человеку верховая езда? А между тем для такого больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, — тело имеет свои пути запоминания полученного опыта, даже минуя сознание. А тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущей шагом, почти полностью имитируют движения идущего человека.
У всадника работают практически все группы мышц, а необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет соотносить работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В движение приходят и те мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует опыт согласования движения, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.
У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности — словом, все то, что формирует и определяет взаимотношения человека с миром. Чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию. Умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияние на нее. Доверие к лошади постепенно переходит на доверие к миру и к людям, с которыми больной человек общается.
Проводятся также конноспортивные состязания среди инвалидов, что помогает таким людям найти свое место в жизни, перестать ощущать какую-то ущербность по отношению к здоровым людям. Для тех, кому физические возможности не позволяют сесть в седло, проводятся соревнования по драйвингу — управлению повозкой.
Конечно, любые занятия по лечебной верховой езде должны проводиться опытными инструкторами и врачами-физиотерепевтами.