Национальные конные игры разных народов

Конные игры

Необычайно зрелищны народные конные игры. Темпераментные, полные спортивного накала, они имеют многовековую историю. В грузии существовал ипподром, где всадники состязались в метании дротиков, стрельбе из луков, скачках.

Содержание статьи:

Аламэн-байга: народная скачка на дистанции

Аламэн-байга фото

Народная скачка на дистанции: 5, 7 и 10 км. Профессиональные жокеи к скачке не допускаются. Наездники соревнуются на лошадях местных пород, при этом наличие седла не обязательно. Количество участников не ограничено. Побеждает тот кто первым преодолеет финишную черту. За скачкой следит судья, который имеет право лишить приза любого, кто создает помехи на дистанции.

Аркан-тартыш: перетягивание каната

Перетягивание каната двумя всадниками или двумя командами всадников.

Ат-омырауластыру: конная борьба

Ат-омырауластыру

Казахская конная игра, во время которой всадник пытается вытеснить грудью своего коня противника из круга диаметром 10-15 метров.

Битье бочек: соревнования на лошадях

Старинная игра народов Скандинавии, во время которой всадники по очереди проезжают галопом мимо подвешенной на трехметровой высоте деревянной бочки и стараются ударить по ней дубинкой. Побеждает тот, от чьего удара от бочки и крышки не останется ни одной целой дощечки.

Бозкяши: афганская конная игра

Бозкяши фото

Афганская конная игра, во время которой всадники из двух команд стараются достать из ямы глубиной 1 — 1,5 метра в центре поля козла (боз) или теленка, обвезти его вокруг поля и положить обратно в яму.

Бой султанчиков: командная конная игра

Командная игра, в которой участвуют всадники в защитных масках, перчатках, с нагрудниками и вооруженные эспадронами. К маскам сверху прикрепляют султанчик из цветных перьев на стержне длиной 15см или привязывают воздушный щарик, при этом команды формируются одинаковые — либо «шариковые», либо «султанчиковые».

Султанчики у каждой команды своего цвета. Команда состоит из 4-6 человек.
Цель игры заключается в том, чтобы эспадроном сбить у противника султанчик или лопнуть его шарик, при этом сохранив свой. Игрок со сбитым султанчиком покидает поле. Выигрывает команда, сбившая наибольшее количество султанчиков за определенное время.

Джерида: игра, имитирующая войну

Тунисская конная игра, имитирующая войну. Разыгрывается группами всадников произвольно.

Джихана: шуточная игра на выполнение заданий

Джихана конная игра фото

Конно-спортивная шуточная игра, участники которой выполняют множество смешных и нелепых, но довольно трудных заданий. Например, необходимо допрыгать в мешке до лошади и сесть в седло с отстегнутыми стременами. Или встав на лошади нужно выпить кефир из подвешенной бутылки при этом не облившись. Задания и их количество могут варьироваться в зависимости от выдумки играющих.

Джорга-салыш: бег иноходцев

Бег иноходцев, популярный в Киргизии.

Исинди: бой всадников копьями

Исинди

Старинная грузинская игра. Представляет собой бой всадников дротиками (копьями). Участвуют две команды по шесть и более всадников, каждый из которых держит в руке исинди — легкое копье длиной 150см с мягким наконечником из резины или кожи на ударном конце.

Для игры используется площадка с мягким грунтом длиной 100—150 м. Каждая команда располагается на противоположных сторонах площадки, образуя свой «лагерь». Перед ними на расстоянии в 15 м проводится штрафная линия с поворотным флагом.

Игра начинается с того, что команда, которой по жребию выпало право начинать игру, высылает первого всадника, который называется вызывающим. Он должен подъехать к штрафной линии соперников и бросить копье в одного из игроков, пытаясь поразить его или лошадь под ним. А сам объезжает поворотный флаг и возвращается к своей команде. Вызванный игрок кидается в погоню, стараясь попасть в вызывающего своим дротиком.

Догоняющий всадник, в свою очередь, пересекает штрафную пинию противника и, миновав поворотный флаг, скачет назад. В течение игры все всадники по очереди становятся вызывающими и преследующими. Игра проводится в два тайма, в каждом из них всадник имеет право только один раз метнуть исинди.

Побеждает команда, у которой будет наибольшее число попаданий и наименьшее количество штрафных очков. Штрафные очки начисляются за нарушение боковых линий, за поворот в обратную сторону без объезда поворотного флага или при его повале. Штрафуются также всадники, не бросившие при преследовании дротика или бросившие его бесцельно.

Кокпар: борьба за тушу козла

Борьба за тушу козла фото

Борьба за тушу козла. Хорошо известное в Казахстане состязание двух команд по 5-10 человек, каждая из которых стремится за 15 минут наибольшее число раз завезти за линию в своем конце поля пятидесятикилограммовую тушу козла. Если по истечении этого времени победитель не определен, то дается дополнительное время — еще 15 минут.

В случае если по их истечнии счет останется равный, то от каждой команды выделяется по одному всаднику, которые в течении 10 минут решают исход игры.
Во время игры всадникам запрещается привязывать тушу к себе или к седлу, а также каким-либо образом воздействовать на лошадей противника.

Саис и оодарыш: конный поединок всадников

Саис и оодарыш фото

Широко распространенный в Казахстане и Кыргызстане под названием «саис» и «оодарыш» поединок двух всадников. Победителем становится тот, кто руками свалит противника с лошади и при этом сам останется в седле. При этом нельзя наносить удары противнику и его лошади, хватать противника за голову, волосы или за сбрую лошади, выкручивать руки противнику, а также набрасывать повод лошади на противника.

Игра проводится на ровной площадке или прямой дорожке ипподрома длиной 50 м и шириной 25 м. Участники борются в разных весовых категориях: легкий вес — до 65кг, средний — от 65кг до 80кг и тяжелый — свыше 80кг. Время схватки также регламентировано — 15 минут, если по истечении этого времени победитель не будет определен, то после трехминутного перерыва дается дополнительное время — 5 мин.

Зачет соревнований — лично-командный. Результаты определяются следующим образом: за чистую победу дается 3 очка, за активную победу по приемам — 2 очка, за пассивную борьбу — 1 штрафное очко.

Конный пушбол: игра с мячом

Конный пушбол фото

Название игры происходит от англ. push — толкать и ball — мяч, а сама игра имеет Венгерские корни.

Две команды по 8 всадников на поле размером 150 на 300 метров стремятся загнать большой (диаметром от 130 до 150см) резиновый мяч, заключенный в кожаную или брезентовую оболочку, в ворота противника. В игре используются большие ворота с гибким верхом и высотой выше головы всадника, которые располагаются на противоположных концах поля. Вокруг ворот — полукруглая штрафная площадка, которая шире ворот в 3 раза.

В каждой команде 6 игроков и 2 вратаря. В ходе игры наездники должны закатить мяч в ворота противника, не нарушая границ штрафной площадки. При этом мяч должна толкать только лошадь, а всадники не имеют права прикасаться к мячу.

Кроме того игрокам запрещается заезжать за боковую линию и забивать оттуда мяч.
Игру судят двое судей на флангах и секундометрист. За нарушение правил назначается штрафной удар по своим незащищенным воротам или удаление игроков с поля.

Начинается игра с центра поля, где кладут мяч, и возобновляется оттуда же после каждого забитого мяча. Если мяч уходит в аут (за боковую линию), то он переходит к игрокам другой команды.

Игра состоит из двух таймов по 10 минут, в 10ти минутном перерыве между которыми команды меняются воротами. Побеждает команда, закатившая в ворота противника наибольшее количество мячей.

Кыз-куу или «догони девушку»

Кыз-куу фото

Национальная конная игра Казахстана и Киргизии. В игре участвуют несколько пар всадников (юноши и девушки), одетых в яркие национальные костюмы на лошадях полукровных пород. Скачка проходит перед зрителями на отрезке 400-500 метров «туда и обратно».

В первой половине игры (при езде «туда») юноша должен догнать и на полном скаку обнять и поцеловать девушку, а она стремится ускользнуть от него. Если юноше это удалось, то во второй половине игры (на обратном пути) они меняются местами и уже девушка догоняет его и наказывает ударами плети или хлыста. Мастерство игры оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются искусство владения конем, художественность (артистичность) исполнения и резвость скачки.

Латвийская корзина: пражки через огонь

Данная игра прежде была очень популярной в Латвии. Во время нее девочки-латышки на неоседланных лошадях прыгают через подожженную невысокую загородку размером 3 на 3 метра, так называемую «корзину».

Ледяной город: атака охраняемых укреплений

Старинная русская игра, в которой всадники атакуют охраняемые укрепления, возведенные из снега и облитые водой.

Лисичка: игра всадников на преследование

Лисичка конная игра фото

Два или три всадника «охотника» преследуют в манеже или в поле «лисичку» — всадника с платком или лисьим хвостом на плече. «Охотники» должны сорвать «хвост» с правого плеча «лисички», подъезжая слева, или с левого плеча, подъезжая справа. При этом «лисичка» может двигаться любым аллюром, менять направление движения и преодолевать препятствия. Продолжительность «охоты» составляет 5-7 мин. Если за это время «охотники» не сорвали «хвост», выигрывает «лисичка». Если «хвост» сорван — выигрывают «охотники».

Палео: скачки без седла на улицах города

Палео скачки фото

Знаменитые итальянские скачки без седла по городским улицам и небольшой площади в центре города Сиены. Проводятся дважды в год — в июле и августе. Жители каждой улицы выдвигают на скачку своих участников — всадника и лошадь.

Папах-оюну или «отними папаху»

Шуточная азербайджанская игра, во время которой всадники пытаются снять у друг друга с головы папахи, при этом сохранив свои. Всадники потерявшие головной убор спешиваются и победители прогоняют их с поля ударами папах.

Существуют два варианта этой игры: показательный и спортивный. В первом варианте участвуют пять юношей и одна девушка. По правилам игры она имеет право отнимать папахи у всадников, а ее головной убор трогать нельзя.

В спортивном варианте игра проводится между двумя командами по пять юношей и одной девушки в каждой. Головные уборы похищаются у команды противника. Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество очков.

Пато: аргентинская конная игра

Пато на лошадях фото

Аргентинская конная игра, сходная с азербайджанской сюрпапах. Для игры используется ровная площадка размером 90 x 200 метров. По центру коротких сторон размещено по столбу высотой 2,7 метра. На столбах подвешены сетки диаметром 1 метр.

Играют две команды по 4 человека футбольным мячом с кожаными ушками. Первоначально вместо мяча использовалась утка, посаженная в кожаный мешок (по испански — пато). Побеждает команда забросившая наибольшее количество мячей в сетку соперника. Игра имеет 6 периодов по 8 минут с перерывами по 5 минут. Популярна она и в странах Европы, однако здесь она известна под названием хорсбол.

Стойло: конно-спортивная игра

Конно-спортивная игра, в которой нужно по команде вскочить на лошадей (можно неоседланных) и занять любое свободное стойло на противоположном конце площадки (манежа). Стойла делают из жердей, прислоненных одним концом к забору или стене манежа. При этом число стойл на одно меньше чем участников игры. Всадник, которому не хватит стойла, выбывает из игры. После каждого «захвата» количество стойл уменьшают. Побеждает тот, кто займет последнее стойло из оставшихся.

Родео: красочный праздник пастухов

Родео фото

В сранах Северной и Южной Америки популяно родео. Это красочный праздник верховых пастухов — ковбоев или гаучо, как их называют в Южной Америке. Они соревнуются в умении проделывать те основные приемы, которые связаны с их повседневной работой: отбивка от стада и ловля молодого бычка, владение лассо, в том числе и на скаку и гвоздь программы — езда на необъезженной лошади.

Сюр-папах: конный баскетбол

Темпераментная азербайджанская игра, которую еще часто называют конным баскетболом. Игра проводится на поле длиной 300-400м и шириной 60-120 м. В дальних концах площадки устанавливают по трехметровому столбу, на которых крепятся кольца диаметром 50см. Вокруг столба устанавливается пятиметровая штрафная линия.

Всадники, перебрасывая папаху из бараньей шкуры своим партнерам (передавать ее из рук в руки запрещено правилами), и стараются забросить ее в кольцо на столбе противника, не пересекая штрафной линии.

Играют две команды по 6 игроков — 4 нападающих и 2 защитника (которые играют только на своей половине поля).
Продолжительность игры — два тайма по 10 минут, с таким же перерывом между ними.
Заброшенная в кольцо папаха дает команде одно очко, при этом заброс с тыльной стороны кольца не засчитывается.
Игра имеет много общего с аргентинской пато.

Тенге-лю: разновидность джигитовки

Танге-лю джигитовка фото

Узбекская и туркменская разновидность джигитовки. На скаку нужно поднять с земли 10-20 платков, либо монет, разложенных на расстоянии 20 метров друг от друга.

Тарчия: древня грузинская игра

Древняя грузинская игра, в которой девушка из числа зрителей прикрепляет платок на рукав или к воротнику одного из всадников. Он должен доставить платок этой девушке с другого конца площадки. Остальные всадники пытаются догнать его и сорвать платок. Победителем становится тот, кто передаст платок девушке. От тарчии и близких к ней игр других народов произошла «лисичка» — игра, которую часто можно увидеть во время конно-спортивных праздников.

Цхен-бурти: командная конная игра

Цхен-бурти конная игра фото

Древняя грузинская конная игра, заключающаяся в соревновании двух команд по 6 всадников (3 нападающих, 2 полузащитника и вратарь), которые специальными ракетками на длинных ручках («човгани», длиной 30 см и шириной 15 см) ловят резиновый мяч и стараются забросить его в десятиметровые ворота противника. Побеждает команда, забившая наибольшее число мячей.

Площадка для игры размером 150-300м на 60-120м имеет ровную травянистую поверхность. Игра состоит из двух десятиминутных таймов, с перерывом между ними, после которого команды меняются воротами. Бывает, что играют и один тайн продолжительностью 15 минут.
Ракетку можно использовать как на земле, так и в воздухе — ударять по мячу, ловить его в воздухе, подавать и перебрасывать или возвращать назад. При этом запрещается ударять ею по лошади, противнику или по ракетке противника.

Мяч, выбитый за пределы поля, считается в ауте и переходит к противнику.
Игру судят пять судей: старший, два боковых и двое у ворот. За нарушение правил игры или грубость судья назначает штрафные удары по воротам от штрафной линии. Кроме того провинившийся игрок может быть удален с поля.

Човган: конный хоккей

Човган на лошадях фото

Старинная игра азербайджанского и таджикского народов, имеет много общего с конным поло. Игра проводится на ровной (желательно травяной) площадке длиной 150-200  и шириной 60-120 метров. В противоположных концах ее устанавливаются ворота шириной около трех метров, со штрафной линией — полукругом длиной 6 метров. Всадникам запрещено пересекать штрафную линию. Возможна игра с вратарем, тогда ворота делают шириной 7 метров со штрафной линией 4 метра.

Играют две команды по 6 всадников, которые полутораметровыми клюшками-човганами пытаются загнать небольшой деревянный мяч в ворота противника. Таджикские игроки используют клюшки в форме косой крестовины, а азербайджанцы — клюшками, похожими на чабанскую гар-лыгу. Побеждает команда забившая наибольшее количество мячей.

Чопанахах: национальная борьба двух всадников

Армянская национальная борьба двух всадников. На столбе высотой 1,5 метра прикрепляют две крепкие веревки, свободные концы которых привязывают к задним лукам седел борцов. Цель игры скинуть противника на землю (либо повалить его вместе с лошадью), обвив его веревку вокруг столба.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Конный портал