Породы хладнокровных лошадей: тяжеловозы

Тяжеловозы, также называемые хладнокровными лошадьми, были неотъемлемой частью повседневной жизни европейского крестьянина и горожанина вплоть до Второй мировой войны. Эти добродушные гиганты, достигающие порой двух метров в высоту, обладают поразительной силой и мощью.

У тяжеловозов более глубокая грудная клетка и коренастые ноги, чем у их теплокровных собратьев, имеющих ту же высоту в холке. Их широкие в кости ноги и большие копыта — гарантия уверенной
поступи. Довольно прямые плечи позволяют хомуту и другой упряжной сбруе должным образом держаться на теле. Холка, расположенная у многих хладнокровных пород выше крупа, мощь ног, короткий шаг и глубокий широкий корпус обеспечивают огромную тягловую силу.

Сегодняшние тяжеловозы — потомки средневековых рыцарских коней, которые обладали большой силой, но уступали в размерах современным хладнокровкам. Конь должен был нести не только рыцаря, который в железных доспехах весил около 135 кг, массивное седло и чепрак, но и давать импульс удару пикой, достигавшей 4,5 м в длину. Чтобы боевой конь был готов к подобным испытаниям эмоционально и физически, устраивались рыцарские турниры.

После окончания эпохи Средних веков потомков боевых коней стали разводить, учитывая их способность к тяжелой работе. Они пахали землю на фермах, тащили телеги, груженные товаром, на ярмарки и щеголяли на городских улицах, запряженные в светские экипажи. До изобретения парового двигателя в 1769 г. лошади были единственной тягловой силой. В конце XIX века они закладывались в конки и омнибусы.

Для функционирования первой железной дороги, открытой в 1803 г., использовались вагоны, которые тащили тяжеловозы. Они были незаменимы и для работы на железнодорожных сортировочных станциях. Последняя лошадь была «отправлена на пенсию» в 1967 г. До Первой мировой войны тяжеловозы использовались в кавалерии. Хотя чаще они служили для перевозки пушек, боеприпасов и медикаментов.

Сегодня мы встречаем этих лошадей на церемониальных шествиях, военных парадах и улицах некоторых европейских городов, где они, перевозя телеги с бочками, рекламируют продукцию пивных компаний. Также их все еще разводят для работы в сельском хозяйстве и для еды.

Шайрская порода

Шайрская порода

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 164-185 см.
  • Масти: вороная,гнедая,серая в яблоках.
  • Экстерьер: крупная голова с выпуклым профилем, широкая грудь с большим обхватом в районе подпруги,с длинные массивные ноги с хорошей костью.

Эти, без преувеличения сказать, кроткие гиганты конного мира достигают в холке 180 см и выше! Несмотря на понижение спроса на тяжеловозов, шайры, выступая на ведущих конных выставках, привлекают внимание большого числа покупателей.

Предки породы шайров — старая английская вороная и средневековые боевые кони. Эти лошади были скрещены с фландрскими, фризскими и чистокровными лошадьми. Вплоть до конца XIX века шайры назывались просто «ломовыми лошадьми», но в 1884 г. с появлением общества по разведению шайров порода получила современное название.

Суффолкский панч

Суффолкский панч

  • Использование: ломовая лошадь.
  • Высота: 163-166 см.
  • Масти: рыжая.
  • Экстерьер: большая голова с прямым профилем, глубокая шея, массивный округлый корпус, короткие мощные ноги с небольшими щетками.

Эта порода выводилась в XVIII веке в Суффольке на востоке Англии. На создание породы повлияли норкфолкские родстеры, норкфолкские рысаки и норкфолкские кобы. Согласно племенной книге, прародителем всех суффолькских панчей стал жеребец, родившийся в 1768 году. В наши дни порода суффольков считается одной из самых чистых в мире. Представителей породы отличает гармоничные движения, добронравие и неприхотливость в содержании.

Северо-шведский рысак

Северо-шведский рысак

  • Использование: бега.
  • Высота: 155 см.
  • Масти: все основные.
  • Экстерьер: довольно крупная голова на сильной шее, мощный корпус, хорошей кости ноги, большие округлые копыта, длинные ноги и хвост.

Северо-шведский рысак имеет с северо-шведской лошадью одну племенную книгу, но из-за скрещивания с долийцами у него более легкое строение, резвая рысь и широкий шаг. В родных краях эти лошади — завсегдатые участники гонок экипажей. Правда, по сравнению с американскими, французскими и русскими рысаками они недостаточно быстры.

Клейдесдальская порода

Клейдесдальская порода

  • Использование: тяжелая рабочая.
  • Высота: 165-183 см.
  • Масти: рыже-чалая, гнедая, бурая и вороная с белыми отметинам на морде и ногах.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым профилем, массивная шея, высокая холка, круторебрая грудь, косо поставленные плечи, сильные ноги с сильно выдающимися сухожильями, густые щетки.

Для создания клейдесдалей тяжеловозы, родом из шотландского Ланкашира, где протекает река Клайд, в XVIII веке были скрещены с фламандскими лошадьми под руководством коневода Д. Патерсона. Для разведения породы лошадей широко использовались и шайры. Несмотря на это клейдесдали сохранили относительно легкое строение. Кроме работ по расчистке леса и сельскохозяйственных работ, клейдесдали всегда использовались для перевозки угля на ланкаширских шахтах. Сегодня клейдесдали — единственные шотландские тяжеловозы, и используются в основном для перевозки телег, доверху груженых бочками с пивом, а также для церемониальных шествий.

Першерон порода

Першерон порода

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 153-175 см.
  • Масти: серая, вороная.
  • Экстерьер: опрятного вида голова с прямым профилем и широкими ноздрями, мощная шея, косо поставленные плечи, широкий корпус с большим обхватом в области подпруги, густые грива и хвост.

Своей знаменитой элегантностью першерон обязан арабским лошадям, с которыми он был скрещен много-много лет назад. Эта массивная лошадь родом из ла Перша, что в Нормандии, имеет многовековую историю как кавалерийская, фермерская и даже верховая лошадь. Першероны храбры, легки в движении и добронравны. Эти качества делают их самой популярной рабочей лошадью во Франции.

Шведский арден

Шведский арден

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 154-162 см.
  • Масти: вороная, гнедая, бурая и рыжая.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым носом, компактный корпус, короткие коренастые ноги, короткие, но густые грива и хвост.

Эта порода основана на крови северо-шведской лошади, облагороженной кровью арденов, привезенных из Бельгии. Результом таких скрещиваний стала более легкого сложения, более подвижная версия арденов, идеальная для тяжелой работы в холодное время года среди лесов Швеции. Шведский арден очень вынослив.

Арденская порода

Арденская порода

  • Использование: тяжелая рабочая лошадь, идет и на конину.
  • Высота: 155 см.
  • Масти: гнедая, чалая, рыжая.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым носом, компактный корпус с короткой спиной, коренастые ноги с густыми щетками грубого волоса, короткие, но густые грива и хвост.

Эти лошади названы в честь арденского региона на бельгийско-французской границе, где они разводятся уже тысячу лет и где их упорство и неутомимость ценятся очень высоко. 200 лет назад были предприняты попытки модифицировать породу путем скрещивания с арабами, чистокровными верховыми, булонцами и першеронами. Однако успехом эти попытки не увенчались: три полученные линии вскоре прекратили свое существование. Современный арден характеризуется понятливостью и трудолюбием.

Булонская порода

Булонская порода

  • Использование: тяжелая рабочая, также идет на конину. Высота: 155-165 см.
  • Масти: обычно серая, встречаются гнедая и рыжая.
  • Экстерьер: хорошей формы голова на выгнутой шее, компактный корпус с большим обхватом в районе подпруги, круторебрая грудь, сильные ноги с небольшими щетками и короткими бабками, пушистые грива и хвост.

Эта порода родом из северо-западной Франции, начала формироваться в I веке до н.э., когда римляне допустили скрещивание своих арабских лошадей с местными тяжеловозами. Весьма преобразившись после влияния восточных скакунов, в средние века булонцы стали отличными боевыми конями. Позднее эти лошади были скрещены с испанскими лошадьми, кому они обязаны улучшившимися экстерьером и движениями. Сегодня булонская порода тяжеловозов — одна из самых грациозных хладнокровок в мире.

Бретонская порода

Бретонская порода

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 145-165 см.
  • Масти: рыже-чалая, сине-чалая, гнедая, рыжая и серая.
  • Экстерьер: большая голова с прямым профилем, короткая объемистая шея, компактный коренастый корпус с широкими ребрами, короткие сильные ноги с небольшими щетками, небольшие крепкие копыта.

Родина бретонцев — Бретани — район на северо-западе Франции. Когда-то в этих краях разводились несколько типов бретонских лошадей, два из которых существуют и сейчас. Более массивный тип ведет свое начало от арденов, першеронов и булонцев, а почтовый тип обязан более легким сложением и великолепным ходом норкфолкским родстерам, с которыми были скрещены в XIX веке.

Нормандский коб

Нормандский коб

  • Использование: легкая рабочая лошадь.
  • Высота: 155-165 см.
  • Масти: рыжая, гнедая.
  • Экстерьер: простого вида голова, на сильной выгнутой шее, сильные плечи, короткая спина, компактный коренастый корпус, здоровые ноги. Хвост обычно купируют.

Нормандские кобы не заносятся в племенную книгу, но разводятся они на знаменитых конезаводах Нормандии Ле Пэн и Сент Ло. В начале XX столетия представители породы были скрещены с нормандскими рабочими, чтобы увеличить силу и массу бывшей тогда кавалерийской лошади. После этого за породой закрепилось имя «коб».

 

Контойская порода

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 145-155 см.
  • Масти: гнедая, рыжая, игреневая.
  • Экстерьер: большая голова с прямым носом, компактный корпус с короткой спиной,коренастые ноги с густыми, грубого волоса щетками.

Близкая родственница арденов, контойская лошадь, разводится на франко-швейцарской границе, в Франш-Конте. Контойцы уступают арденам в размерах, но они так же, как и их дальние родственники, выносливы и устойчивы на ногах. Эти качества особенно востребованы на традиционных для этих мест работах в горах, на виноградниках и по расчистке леса.

Трэйт ду норд

Трэйт ду норд

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 163 см.
  • Масти: чалая, рыжая, гнедая.
  • Экстерьер: крупная голова с прямым носом, компактный, корпус с короткой спиной, короткие сильные ноги с густыми щетками, короткие густые грива и хвост.

Трэйт ду норд — более крупная и тяжелая версия арденов. Эта порода является результатом скрещивания арденов и массивных бельгийских рабочих.

Пойтевин порода лошадей

Пойтевин порода лошадей

  • Использование: для разведения мулов и еды.
  • Высота: 163-173 см.
  • Масти: саврасая, гнедая, бурая.
  • Экстерьер: тяжелая голова с прямым профилем, длинный корпус, сильные ноги с пышными щетками и очень большими копытами, густые грива и хвост.

Первоначально лошади этой породы использовались для предохранения от наводнений запада Франции, располагающегося на побережье Атлантического океана.

Пойтевин — результат скрещивания датских, голландских и норвежских тяжеловозов с потомками древней лесной лошади, Пойтевин не отличается ни внешней привлекательностью, ни выдающимися способностями рабочей лошади, будучи довольно медлительным и флегматичным. Сегодня их скрещивают с крупными местными ослами и получают, таким образом, рослых сильных мулов, которые пользуются спросом по всей Европе.

Северо-шведская лошадь

Северо-шведская лошадь

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 150-155 см.
  • Масти: все основные.
  • Экстерьер: крупная голова с длинными ушами короткая изогнутая шея, большой обхват в районе подпруги, сильные ноги со щетками, крепкие копыта, длинная волнистая грива, челка и хвост.

Древняя лесная лошадь из северной Скандинавии — предок северо-шведской породы. Большое влияние на ее создание оказали долийские гундбандсдалы из Норвегии, которые после создания Общества по разведению северо-шведской породы в 1890 г. активно привлекались для племенной работы. Сегодня эти лошади разводятся только в шведском местечке Вэнген, где все они проходят обязательные испытания на тягловую силу. Северо-шведские лошади высоко ценятся лесорубами и фермерами за добронравный темперамент, неоспоримую силу, здоровье и долголетие.

Брабансон (бельгийская рабочая лошадь)

Брабансон - бельгийская рабочая лошадь

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 165-173 см.
  • Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.
  • Экстерьер: довольно простой формы маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, массивные плечи, глубокий компактный корпус, округлый мощный круп, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Эта превосходного качества хладнокровна сегодня разводится, главным образом, в Брабанте, что в Бельгии. За пределами этой страны она малоизвестна, хотя высоко ценится в США. Раньше брабансонов называли фландрскими лошадьми, которые когда-то были самыми популярными боевыми конями в Европе.

Древним предком этой лошади является доисторическая лесная лошадь. Немаловажно, что брабансоиы стали прародителями многих замечательных пород: кейдесдальской и шайрской, например. Несмотря на всеобщую механизацию, эти кроткие великаны, славящиеся трудолюбием, силой и понятливостью, встречаются во многих бельгийских провинциях.К концу XIX века различались три основные линии бельгийской рабочей: Гро де ля Дантр отличались сравнительно легким строением и гнедой мастью; Гри дю Эйно — животные серой, саврасой и рыже-чалой масти; Колосс де ля Механь — самые крупные и мощные брабансоны.

Ютландская порода

Ютландская порода

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 152-162 см.
  • Масти: преимущественно игреневая.
  • Экстерьер: тяжелая простой формы голова на короткой шее, мощные плечи, глубокий корпус с широкой грудью, плоская холка, широкие в кости мощные ноги с густыми щетками.

Эта порода, происходящая от древней лесной лошади, уже тысячу лет обитает на датском полуострове Ютландия. Все это время она, способная без устали выполнять самую тяжелую работу, была незаменимой работающей на фермах. В Средние века мощные ютландцы носили на своих спинах громоздких, закованных в латы рыцарей. В XIX веке они были скрещены с кливлендскими гнедыми и йоркширскими почтовыми, в 1960-х годах заметное влияние на породу оказал жеребец породы суффольк панч, Оппенгейм XII. С тех пор ютландцы напоминают суффольк-пачей и экстерьером, и мастью. Ютландские лошади понятливы и добронравны.

Владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз

  • Использование: тяжелая рабочая лошадь.
  • Высота: 162-172 см.
  • Масти: гнедая, бурая.
  • Экстерьер: крупная голова на мощной шее,

большой и сильный корпус, коренастые ноги.

Владимирский тяжеловоз был зарегистрирован как порода в 1946 г. Она была выведена во Владимирской области на основе клейдесдалей и шайров. Для скрещивания привлекали также першеронов, суффольк-панчей и арденов. Владимирские тяжеловозы внесли большой вклад в развитие сельского хозяйства Советского Союза. Владимирцы славятся резвым хо¬дом, здоровьем и добронравием.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 144-146 см.
  • Масти: рыжая, чалая и гнедая.
  • Экстерьер: большая голова с прямым или слегка выгнутым профилем, сильная прямая шея, мощный корпус, правильного строения ноги.

Русский тяжеловоз, наверное, самый миниатюрный представитель хладнокровных лошадей. В начале XX века порода разводилась на Российском Государственном конезаводе на Украине и до 1956 г. носила название русский арден. В современной породе течет кровь шведских арденов, бельгийских рабочих и першеронов. С помощью скрещивания с орловскими рысаками удалось заметно улучшить резвость хода.

Итальянский тяжеловоз

Итальянский тяжеловоз

  • Использование: легкая рабочая лошадь.
  • Высота: 152-162 см.
  • Масти: игреневая и чалая.
  • Экстерьер: хорошей формы голова на слегка выгнутой шее, мощные плечи, широкая грудная клетка, широко расставленные передние ноги, сильный корпус с широкой спиной, округлый круп, мускулистые ноги с небольшими щетками.

До XVIII века в Италии не было собственных тяжеловозов, поэтому для создания хладнокровной лошади, подходящей для работ в поле, были завезены брабансоны. Позднее они были скрещены с бретонскими тяжеловозами, нормандскими хладнокровками и бретонскими почтовыми, что привело к появлению более легких и быстроногих лошадей. Сейчас спрос на них невелик, но представителен породы все еще можно видеть на отдельных фермах. Кроме того, их выращивают на мясо. У этих лошадей очень хорошая резвая рысь и выразительная морда.

Торик порода лошадей

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 152-163 см.
  • Масти: рыжая, гнедая.
  • Экстерьер: большая голова, сильный длинный корпус, короткие ноги с небольшими щетками.

Эта порода родом из Эстонии была зарегистрирована в 1950 г. Предки торика — местные хладнокровные лошади, которые благодаря скрещиваниям с другими породами стали более сильными. Они послушны и обладают добронравным темпераментом.

Норикийская порода

Норикийская порода

  • Использование: для легкой работы и езды верхом.
  • Высота: 163-173 см.
  • Масти: игреневая, бурая, вороная и чубарая.
  • Экстерьер: крупная голова на сильной шее, широкий корпус с большим обхватом в районе подпруги, хороши поставленные плечи, мускулистый круп, твердые копыта, длинные волнистые грива и хвост.

Предки норикийской лошади из Австрии — кони, прибывшие сюда вместе с римлянами много веков назад. С 1565 г. контроль за разведением этих лошадей отошел в руки монастырей и в этом же году была открыта зальцбургская племенная книга. Чтобы увеличить размеры животных, были допущены скрещивания с испанскими, неаполитанскими и бургундскими лошадьми. Сегодня норикийцы очень популярны на территории Австрии и по всей Западной Европе.

Шлезвигская рабочая

Шлезвигская рабочая

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 155-163 см.
  • Масти: игреневая, реже рыжая и серая.
  • Экстерьер: довольно тяжелая голова на короткой шее, плоская холка, мощный компактный корпус, сильные ноги с небольшими щетками.

Основанная на ютландской породе, шлезвигская рабочая в начале XIX века была скрещена с йоркширскими почтовыми и чистокровными верховыми, в результате чего коневоды явили миру новую послушную и сильную лошадь. С тех пор не прекращаются попытки устранить нежелательные черты экстерьера, такие как чрезмерно длинная спина и недостаточно крепкие копыта.

Муракоз порода лошадей

  • Использование: рабочая лошадь.
  • Высота: 153-163 см.
  • Масти: в основном игреневая с льняного цвета гривой и хвостом.
  • Экстерьер: настороженный взгляд крупной головы, хорошо очерченная холка, косые плечи, довольно мускулистые ноги, низко посаженный хвост.

Муракоз — рабочая лошадь из Венгрии. Она разводится в одноименном местечке Муракоз, что на реке Мура, с XIX века, когда скрещенные с арабами норикийские лошади основали породу. С тех пор для увеличения тягловой силы животных допускались вливания крови арденов и першеронов. Сейчас мура¬коз самая популярная венгерская рабочая лошадь.

Литовский тяжеловоз

Литовский тяжеловоз

  • Использование: тяжелая рабочая.
  • Высота: 145-152 см.
  • Масти: игреневая и рыжая.
  • Экстерьер: тяжелая голова, компактный мощный корпус, короткая объемистая шея, компактный коренастый корпус сильные ноги, большие копыта.

Литовский тяжеловоз зарекомендовал себя как по¬рода только в 1963 г., когда был зарегистрирован. Его начали выводить в начале XX века, чтобы отвечать требованиям сельского хозяйства прибалтийских республик бывшего Советского Союза. Для скрещивания выбирали лучших шведских арденов и местных кобыл. Результат полувековой работы — среднего размера лошадь, обладающая большой силой. Литовский тяжеловоз не отличается безупречными движениями и редко идет рысью или галопом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up