Тяжеловозные породы лошадей: название, описание и фото

Тяжеловозные породы лошадей (их ещё называют тяжелоупряжными) начали выводить в средневековье, когда рыцари стали надевать тяжелые латы на себя и на лошадь, вооружение всадника было тоже довольно увесистым, общая масса всадника, оружия и доспехов доходила до 150 кг.

Позднее, в XVIII–XIX веках, у человека появилась более «мирная» потребность в сильной рабочей лошади для хозяйственных надобностей, в этот период в разных странах Европы, используя местных лошадей, выводят тяжеловозные породы. В Бельгии некрупная местная лошадь улучшена до рыцарской, затем превращена в верховую, а в XIX веке – в тяжеловозную породу брабансон; в Арденских горах той же Бельгии выведены ардены; во французском округе Перши формируются першероны; в Англии созданы шайры, в графстве Суффолк – суффольки; в Шотландии – клейдесдали; в Германии выведен целый ряд тяжелоупряжных пород: мекленбургская тяжеловозная, норикейская, рейнско-немецкая, рейнско-вестфальская, саксоно-торингская, шлезвигская.

Тяжеловозные породы лошадей фото

Безусловно, с развитием техники использование тяжеловозов в качестве тягловой силы заметно снизилось, но их продолжают выращивать «в себе» или скрещивать с другими лошадьми. Есть породы тяжелоупряжных лошадей (например, вюртембергская), которые переориентированы на спортивное направление

Лошади тяжеловозных пород очень крупные, массивные, спокойные, с большой головой и развитой мускулатурой. Они способны перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, правда, со сравнительно невысокой скоростью, поэтому тяжеловозов называют шаговыми лошадьми.

В России разводят лошадей следующих тяжеловозных пород: владимирской, русской, советской, литовской, першеронов.

Владимирская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная порода лошадей фото

Владимирская тяжеловозная порода лошадей зародилась на Гаврилово-Посадской заводской конюшне ещё во время правления Ивана Грозного, но серьёзная племенная работа над этой породой начата в конце XIX века на племенных фермах Владимирской и Ивановской областей. Местных кобыл, улучшенных жеребцами рысистых пород, скрещивали с арденами, першеронами и суффольками. Полученное потомство улучшали прилитием крови лошадей клейдесдалей и шайров, в дальнейшем помеси разводили «в себе», отбирая по желательному типу и работоспособности. Выведенная таким способом порода официально признана в 1946 году. Основные мужские линии породы – жеребцов: Литого, Стандарта и Холода.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются сухим телосложением, от советского и русского тяжеловоза они отличаются более плотной мускулатурой, меньшей массивностью. Особенности экстерьера владимирского тяжеловоза: длинная и широкая голова, (порой горбоносая), с большими, живыми глазами; длинная мускулистая шея; широкая грудь; ярко выраженная высокая и длинная холка; широкая, прочная спина; длинный, широкий, несколько приспущенный круп; сухие длинные ноги с развитыми суставами; постановка ног правильная (встречается косолапая постановка передних ног); большие плосковатые копыта.

Владимирская тяжеловозная порода лошадей гнедой масти

Грива, челка и хвост владимирского тяжеловоза густые, фризы – средние. Наиболее характерны для лошадей этой породы гнедая и караковая масти, реже встречается вороная. Владимирским тяжеловозным лошадям присущи большие белые отметины на голове и ногах (характерные черты улучшающих пород – шайров и клейдесдалей). Владимирский тяжеловоз очень нарядно выглядит, поэтому может использоваться в конном туризме или рекламных акциях.

Средние промеры жеребцов владимирской тяжеловозной породы: высота лошади в холке 165 см, длина туловища 173 см, обхват груди 207 см, пясти – 24 см (живая масса – 758 кг); кобыл – соответственно: 161 – 167 – 196 – 23,5 (живая масса – 685 кг).

Лошади тяжеловозной породы

Владимирские тяжеловозные лошади плодовиты и скороспелы: в случку их пускают с трёх лет, по достижении этого же возраста, они начинают работать. Лошади этой породы не такие сильные, как советские тяжеловозы, но довольно выносливы, способны к широкой производительной рыси, что позволяет им проходить дистанцию в 2 км в среднем менее, чем за 6 мин. Темперамент владимирских тяжеловозов энергичный, но характер достаточно сложный, поэтому работа с ними требует внимания и навыков. Молочность владимирского тяжеловоза мало изучена.

Владимирские тяжеловозы используются в племенной работе для улучшения лошадей в центральных областях России, поскольку они неприхотливы, хорошо привыкают к климату Урала и Сибири. Ведущими хозяйствами по разведению лошадей владимирской тяжеловозной породы являются конные заводы: Гаврилово-Посадский (Ивановская обл.) и Юрьев-Польский (Владимирская обл.).

Русская тяжеловозная порода

Русская тяжеловозная порода лошадей фото

Русская тяжеловозная порода лошадей из всех тяжелоупряжных наиболее распространена в России. Она выведена после революции путём скрещивания представителей местных пород (в основном украинских) с арденами (бельгийский тяжеловоз), которых в России начали разводить еще в 60–х годах XIX века на ферме Петровской сельскохозяйственной академии. С арденами скрещивали и лошадей других пород: брабансонов, орловских рысаков, першеронов. Коневоды помнят заслуги арденов в выведении русского тяжеловоза, поэтому иногда называют последнего «русский арден». Основные мужские линии породы – жеребцов: Капитена, Ларчика, Рубикона и Свиста. Официально русская тяжеловозная порода была признана в 1952 году.

Основная цель этой планомерной племенной работы – выведение сильной и выносливой, но некрупной и гармонично сложенной сельскохозяйственной лошади, сочетающей высокую работоспособность с неприхотливостью к условиям кормления и содержания.

Лошадь породы русская тяжеловозная

Экстерьерные особенности лошадей русской тяжеловозной породы: лёгкая, широколобая, сухая голова прямого или вогнутого профиля; живые глаза; короткие, стоячие уши; мускулистая, красиво изогнутая шея с сильно развитым гребнем; глубокая и широкая грудь; невысокая широкая холка; широкий, раздвоенный и свислый круп; округлое туловище; сухие, короткие, слабо обросшие ноги, (задние могут быть саблистыми) с развитыми суставами.

Средние промеры жеребцов русской тяжеловозной породы: высота в холке 150 см, длина туловища 158 см, обхват груди 193 см, пясти – 22 см. Средние промеры кобыл соответственно: 148 – 157 – 188 – 21. Живая масса жеребцов 589 кг, кобыл – 559 кг (выписка из Государственной племенной книги, т. IV.) Грива и хвост русского тяжеловоза густые и длинные; наиболее характерные масти: рыжая, бурая, гнедая, гнедо-рыже-чалая; грива и хвост зачастую светлее остального волосного покрова.

Русский тяжеловоз обладает энергичным уравновешенным темпераментом, эти лошади отличаются крепким здоровьем, хорошо сохраняют упитанность, они довольно скороспелы – в трёхлетнем возрасте это уже вполне взрослые животные. Несмотря на то, что он мельче, чем советский тяжеловоз, он способен тянуть повозку с грузом свыше 7000 кг. Всероссийские испытания выявили среднюю работоспособность русских тяжеловозов: тяговая выносливость (расстояние, пройденное с силой тяги 300 кг) – 250 м; время перевозки груза рысью на 2 км с силой тяги 50 кг – 6 мин 45 с; время перевозки груза шагом на 2 км с силой тяги 150 кг – 17 мин 17 с.

 

Русская тяжеловозная лошадь

Наиболее часто лошади русской тяжеловозной породы работают в различных сельскохозяйственных отраслях. Кроме того, русского тяжеловоза используют в племенной работе для улучшения местных лошадей в степных и горных районах России и стран СНГ, больших успехов в этом деле добились в Бурятии и Казахстане. Лошади русской тяжеловозной породы востребованы и в продуктивном коневодстве. Кобылы отличаются плодовитостью и высокой молочностью, рекордное количества молока – 3087 литров получено за период лактации (молоко для жеребенка не учитывалось) от кобылы Когорта.

В конце 40-х годов лошадей русской тяжеловозной породы разводили в основном на Урале и на Украине; уральские лошади были крупнее, сильнее, но несколько грубее украинских, которые в свою очередь отличались гармоничным телосложением и универсальностью использования.

В настоящее время русского тяжеловоза разводят в европейской части России, на Урале, в Черноземной зоне и в некоторых районах Сибири. На Украине лошадей русской тяжеловозной породы в чистоте разводят на Новоалександровском конном заводе; в Белоруссии – на Мстиславском. В России ведущее хозяйство по разведению русского тяжеловоза – Куендинский завод на юге Пермской области. Также с этими лошадьми работают на Красногвардейском (Свердловская обл.), Пермском (Пермская обл.), Псковском (Псковская обл.) Хреновском (Воронежская обл.).

Советская тяжеловозная порода

Советская тяжеловозная порода лошадей фото

Советская тяжеловозная порода лошадей выведена путем длительного скрещивания местных тяжелоупряжных кобыл с брабансонскими жеребцами, в работе использовались и кобылы различных помесей, позднее в скрещивании ограниченно участвовали суффолькские жеребцы. Наибольшее влияние на формирование советской тяжеловозной породы оказали брабансоны. Полученные помеси проходили отбор по желательному типу, улучшенные условия кормления, содержания и тренировки также способствовали совершенствованию породы.

Лошадь породы Советская тяжеловозная

В результате длительной целенаправленной работы коневодов Починковского и Мордовского заводов, а также хозяйств зоны деятельности Ярославского, Починковского и Мордовского госплемрассадников была создана новая порода, которая была официально признана в 1952 году. В настоящее время порода неоднородна, в ней присутствуют три типа тяжеловоза: облегченный, основной и утяжеленный. Основные мужские линии породы: Жасмина, Ковбоя, Режима, Румба и Флейтиста, сохранена старая линия брабансона Боже (1919 г).

Советский тяжеловоз мельче брабансона, но из лошадей отечественных пород он самый крупный, живая масса может доходить до тысячи и более килограммов. Средние промеры жеребцов по данным Государственной племенной книги (т. III): высота в холке – 161 см, длина туловища – 169 см, обхват груди – 211 см, пясти – 25,2 см (средняя живая масса – 781 кг); кобыл – соответственно: 156 – 165 – 196 – 24 см (средняя живая масса – 654 кг). Лошади советской тяжеловозной породы отличаются живым уравновешенным темпераментом, они более требовательны к условиям содержания и кормления, чем русский тяжеловоз, это несколько сдерживает их распространение.

Советская тяжеловозная лошадь

Особенности экстерьера советского тяжеловоза: сырая конституция; крупная голова с небольшими ушами (встречается вислоухость); короткая или средней длины мускулистая шея; короткая низкая холка, сливающаяся с гребнем шеи. Спина советского тяжеловоза широкая, средней длины, иногда мягкая; поясница ровная и широкая; круп раздвоенный, свислый, с очень развитой мускулатурой; грудь широкая и глубокая, с округлыми ребрами.

Бедро недлинное мускулистое; крупная голень; большой, сыроватый скакательный сустав; длинная лопатка; большое запястье и пясть; короткие бабки, широкие прочные копыта. Ноги у этих лошадей костистые, сильно обросшие, постановка ног зачастую косолапая. Масти довольно разнообразные, среди них преобладает рыжая и рыже-чалая, помимо этого встречается бурая, вороная, вороно-чалая, гнедая, гнедо-чалая и игреневая.

Среди отечественных пород лошадей работоспособности советский тяжеловоз заслуженно занимает первое место. Жеребцы этой породы перевозят рысью груз на 2 км в среднем за 6 мин.4 шагом – за 16 мин 33 с. В испытаниях на тяговую выносливость в среднем они преодолевают 477 м; средняя масса груза в испытаниях на максимальную силу тяги – 654 кг. Мировой рекорд в испытаниях на максимальную грузоподъемность в 1957 году установил шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме, когда провёз несколько сцепленных повозок с грузом общим весом 22 991 кг (23 т) на расстояние 35 м.

Советская тяжеловозная

Жеребцы советской тяжеловозной породы используются в племенной работе для улучшения рабочих качеств представителей местных пород; нужно отметить, они достаточно скороспелы, в трехлетнем возрасте они становятся полноценными производителями, которые могут обеспечить значительное повышение скороспелости и прироста живой массы улучшаемых лошадей. При скрещивании советских тяжеловозных жеребцов с местными кобылами уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.

Советские тяжеловозы востребованы в продуктивном коневодстве. Для мясной отрасли важен быстрый рост жеребят, их ежесуточный привес доходит до 2,5кг; к моменту отъема (6 месяцев) они весят 365–375 кг (до 450 кг); в годовалом возрасте – 525–540 кг. В кумысной отрасли используется высокая молочность кобыл, за период лактации (205 суток) они могут дать до 6 тыс. литров молока, от кобылы Франтихи получено 3310 л (помимо того, которым питался жеребенок).

Разведение советских тяжеловозов производится на всей территории России, преимущественно в центральных областях её европейской части; ведущие хозяйства по работе с этими лошадьми – Мордовский и Починковский конные заводы, а также племенные коневодческие фермы во Владимирской, Горьковской, Тамбовской и Ярославской областях.

Литовская тяжеловозная порода

Литовская тяжеловозная порода лошадей фото

Литовская тяжеловозная порода выведена путём скрещивания жеребцов породы шведский арден, (по основным характеристикам близки к брабансонам) с кобылами породы жемайчу. В создании породы использовались также советские и русские тяжеловозы. Основная цель литовских коневодов – получение крупной транспортной и сельскохозяйственной лошади.

Поставленная задача была выполнена, получилась не очень крупная лошадь (средняя высота в холке кобыл – 157 см), которая по работоспособности несколько уступает более мощным представителям тяжеловозных пород, но во всех видах испытаний стабильно показывает высокие результаты. Литовская тяжеловозная лошадь упряжного телосложения, с развитой грудной клеткой и сухими ногами. В породе наиболее распространена рыжая масть различных оттенков, встречаются игреневые лошади.

В Литве разведение лошадей литовской тяжеловозной породы происходит на вильнюсском конном заводе.

Лошадь породы Литовская тяжеловозная

В России литовских тяжеловозных жеребцов скрещивают на Алтае с местными кобылами для выведения новой породы продуктивного назначения. Использование жеребцов других тяжелоупряжных пород привело к худшим результатам. Кобылы этой породы востребованы в кумысной отрасли благодаря исключительно высокой молочности, например, в республике Марий Эл на кумысной ферме хозяйства «Овощевод» от литовской кобылы Бийше за 300 дней лактации получено 7 тыс. л молока!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up