Тройки лошадей: история коннозаводства

Тройки лошадей

«Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт. Колокольчик звонко плачет и хохочет, и гремит». Кто не знает эти строки П. А. Вяземского или другие, написанные А. С. Пушкиным: «По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То раздолье удалое, То сердечная тоска.»

Тройка рыжих лошадей

Почему в нас, живущих сегодня, эти строки будят как будто что-то пережитое, но давно забытое, почему они так берут за душу? Что это — гений поэтов или то исконное, глубоко национальное, что есть в каждом из нас? «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться» — писал Н. В. Гоголь.

Символ народного духа

Как случилось такое, что конная упряжка превратилась в символ народного духа? В своей статье об истории рысистого коневодства профессор Ю. Н. Барминцев рассказывает о причинах, обусловивших появление тройки. Потребность в резвой выносливой упряжной лошади ощущалась на Руси с давних времен.

Тройка лошадей в упряжке

Норвежцам, англичанам, французам, испанцам для того, чтобы преодолевать просторы Атлантического океана и прокладывать морские пути  в Америку, нужны были специальные парусные суда. А нашим предкам, чтобы осваивать новые земли от Москвы до Охотского моря и Чукотки, требовалось пройти огромные расстояния по суше.

Первые землепроходцы шли вдоль рек, плыли на лодках, но для поддержания административной и торговой связи в течение всего года государству нужны были неутомимые и быстроходные лошади. Еще в XIII веке на Руси появилась ямская гоньба с сетью станций. Это обеспечило постоянные контакты центра страны со всеми окраинными землями, а в 1516 году в Москве был учрежден специальный ямской приказ.

Почтовые тройки лошадей

В 1700 году Петр I основал Московский почтамт, в ведении которого находились Петербургский, Смоленский, Белгородский, Воронежский, Астраханский, Сибирский и Архангельский почтовые тракты. Днем и ночью по ним мчались почтовые тройки.

Тройка лошадей фото

И, наверное, для людей, живших тогда, звук колокольчика и вид мчащейся тройки имели смысл, много больший, чем просто конный транспорт. Это были связь с миром, средство общения, а для путешественников — предчувствие чего-то неизведанного. Тройка воплотила в себе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечности пути и лихую удаль…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Конный портал