Цирковые лошади: конный цирк в России

Цирковые лошади

Цирк — это незабываемое зрелище! Кто не испытывал чувства восторга, когда следил за виртуозной работой вольтижеров! Вот на арене появляется всадник на вороном коне, и зрители, затаив дыхание, следят за каждым его движением. Он на полном скаку спрыгивает с лошади, отталкивается от манежа, перевертывается в воздухе и снова оказывается в седле.

В рядах зрителей — вздох облегчения. Но вот он, словно сраженный пулей, опрокидывается навзничь и почти волочится по земле, лишь одним носком держась за седло. А потом — рывок, и джигит опять в седле. Затем на полном скаку всадник ныряет под живот лошади и взбирается на нее уже с другой стороны…

Цирковые лошади фото

Конный цирк России имеет глубокие корни, уходящие в национальные конные игры. Его совершенствовали и развивали многие талантливые представители этого увлекательного жанра. Одним из таких до революции был П. Крутиков, отказавшийся в молодости от карьеры юриста и полностью посвятивший себя конному цирку.

Его выступления на замечательно подготовленных лошадях в Киевском цирке, а затем турне по Европе имели колоссальный успех. Французские газеты того времени писали, что ни в одном цирке не было подобных номеров и таких великолепных лошадей.

Появление Крутикова на арене цирка всегда вызывало восторг зрителей. Начинал он программу, как правило, выезжая на тройке лошадей, сидя верхом на средней. Эта лошадь выполняла сложные движения, а две другие, бегущие по бокам, точь-в-точь повторяли их. Затем Крутиков демонстрировал уникальный трюк. Он проезжал на лошади по высокому мосту длиною в 6,5 метров и шириной около 16 сантиметров.

Лошади в цирке

История сохранила имя и другого талантливого мастера конного цирка — Е. Мердера. Он поражал зрителей смелостью и сложностью своих номеров. Да и как было не поражаться, ведь только он мог проехать верхом на лошади по бревну, обмотанному канатом, установленному на пятиметровой высоте.

Большое влияние на развитие конного цирка оказали и такие мастера, как Н. Сычев, который выступал в классическом жанре циркового наездничества, П. Федосеев сальтоморталист на лошади, джигитовщик П. Орлов, жокей В. Соболевский, женщины-наездницы В. Гамеакурия, сестры Романовы и многие другие талантливые артисты, прославившие конный цирк России.

Но особенно широкое признание публики получил конный цирк в советское время. На арену вышло новое поколение замечательных артистов. Они успешно стали конкурировать с лучшими мастерами европейских цирков. Одним из них был известный советский жокей Г. Липадо, много сделавший для развития конного цирка молодой Советской республики.

Конный цирк

Пожелтевшие страницы театральных журналов хранят восторженные отзывы о его выступлениях: «Играет оркестр, распахивается форганг и на арену цирка выезжают Глеб с женой Тамарой Рокотовой. Они на крупах двух рядом бегущих лошадей исполняют классическое па-де-де и заканчивают этот номер красивыми акробатическими трюками».

Тамара ни в чем не уступала мужу. Она искусно демонстрировала так называемые арабские колесики и стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), что считается вершиной мастерства. Захватывал зрителей и такой номер. По кругу галопом мчится конь, Тамара стоит у края манежа, а когда конь приближается к Тамаре, она делает четыре стремительных шага наперерез коню, кажется столкновение неминуемо, но Тамара резко подпрыгивает и, пока она находится в воздухе, конь продвигается на полкорпуса вперед и наездница во весь рост становится ему на спину.

В настоящее время среди артистов этого жанра славой непревзойденных заслуженно пользуются два виртуоза — И. Кантемиров и М. Туганов.

Цирк с лошадьми

Труппа Али-Бека Кантемирова, отца И. Канте-мирова,— это целая эпоха в советском цирке. Газеты и журналы в свое время писали, что АлиБек Кантемиров — это непревзойденный мастер конного цирка. Манежу он посвятил всю свою жизнь. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных цирков России, он получил мировую известность.

Много и упорно работают Кантемировы над своими номерами, и не случайно за одну из программ труппе Али-Бека присуждено звание лауреата Всесоюзного смотра циркового искусства, посвященного 50-летию Советской власти.

В труппе Кантемирова к лошадям относятся с любовью и уважением, как к равноправным партнерам. Обычно срок работы лошади в цирке не более пяти лет, а у них они служат по 15-20 и даже более лет. Джигиты Кантемировы на своих лошадях принимают участие во многих Всесоюзных конноспортивных праздниках и завоевывают заслуженные победы. Они широко известны и как артисты кино. Со своими лошадьми Кантемировы снимались во многих фильмах. Но особенную известность получил Ирбек и его любимец Буян после съемок фильма «Смелые люди».

Цирк кони

А однажды Буян выступил в такой роли, что удивил видавших виды артистов. В день 60-летия народного артиста Советского Союза М. М. Яншина, большого любителя лошадей и конного спорта, Ирбек решил его оригинально поздравить: принарядил Буяна и привел его на пятый этаж по узкой крутой лестнице к квартире юбиляра. Появление четвероногого поздравителя в дверях квартиры вызвало слезы радости на глазах Михаила Михайловича.

То, что лошади — артисты цирка — знают все, а вот что они выступают в театре, слышали, наверное, немногие. Да, да, именно в театре. Да еще в каком! В Москве в Большом театре, в таких знаменитых операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки. А в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» уже около века, с самой премьеры спектакля, присутствует на сцене верный спутник главного героя — Россинант. Раньше эту роль играл терский конь Мавр, а в последние годы ее прекрасно исполняет конь тоже терской породы по кличке Состав.

Лошадь на арене цирка

Не обходились без четвероногих артистов и постановки таких опер, как «Мазепа» П. Чайковского, «Псковитянка» И. Римского-Корсакова. Лошади принимали активное участие в балете «Конек-Горбунок». Когда на сцене появляется живая лошадь, зрители забывают об условности развертывающегося перед ними действия. Недаром же знаменитая балерина Е. Гельцер, с успехом выступавшая в балете «Шубертиана», в своем дневнике написала: «Найти сквозную линию образа Ундины мне помог эпизод отъезда рыцаря.

Во время репетиции на сцену привели красивую лошадь, на которой игравший рыцаря уезжал от Ундины. Я стремительно бросилась за ним и повисла на стременах, обвивая волосами его ноги. Несколько мгновений я пролетела, уцепившись за стремена,— это было рискованно, но красиво».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Конный портал