Цирк — это незабываемое зрелище! Кто не испытывал чувства восторга, когда следил за виртуозной работой вольтижеров! Вот на арене появляется всадник на вороном коне, и зрители, затаив дыхание, следят за каждым его движением. Он на полном скаку спрыгивает с лошади, отталкивается от манежа, перевертывается в воздухе и снова оказывается в седле.
В рядах зрителей — вздох облегчения. Но вот он, словно сраженный пулей, опрокидывается навзничь и почти волочится по земле, лишь одним носком держась за седло. А потом — рывок, и джигит опять в седле. Затем на полном скаку всадник ныряет под живот лошади и взбирается на нее уже с другой стороны…
Конный цирк России имеет глубокие корни, уходящие в национальные конные игры. Его совершенствовали и развивали многие талантливые представители этого увлекательного жанра. Одним из таких до революции был П. Крутиков, отказавшийся в молодости от карьеры юриста и полностью посвятивший себя конному цирку.
Его выступления на замечательно подготовленных лошадях в Киевском цирке, а затем турне по Европе имели колоссальный успех. Французские газеты того времени писали, что ни в одном цирке не было подобных номеров и таких великолепных лошадей.
Появление Крутикова на арене цирка всегда вызывало восторг зрителей. Начинал он программу, как правило, выезжая на тройке лошадей, сидя верхом на средней. Эта лошадь выполняла сложные движения, а две другие, бегущие по бокам, точь-в-точь повторяли их. Затем Крутиков демонстрировал уникальный трюк. Он проезжал на лошади по высокому мосту длиною в 6,5 метров и шириной около 16 сантиметров.
История сохранила имя и другого талантливого мастера конного цирка — Е. Мердера. Он поражал зрителей смелостью и сложностью своих номеров. Да и как было не поражаться, ведь только он мог проехать верхом на лошади по бревну, обмотанному канатом, установленному на пятиметровой высоте.
Большое влияние на развитие конного цирка оказали и такие мастера, как Н. Сычев, который выступал в классическом жанре циркового наездничества, П. Федосеев сальтоморталист на лошади, джигитовщик П. Орлов, жокей В. Соболевский, женщины-наездницы В. Гамеакурия, сестры Романовы и многие другие талантливые артисты, прославившие конный цирк России.
Но особенно широкое признание публики получил конный цирк в советское время. На арену вышло новое поколение замечательных артистов. Они успешно стали конкурировать с лучшими мастерами европейских цирков. Одним из них был известный советский жокей Г. Липадо, много сделавший для развития конного цирка молодой Советской республики.
Пожелтевшие страницы театральных журналов хранят восторженные отзывы о его выступлениях: «Играет оркестр, распахивается форганг и на арену цирка выезжают Глеб с женой Тамарой Рокотовой. Они на крупах двух рядом бегущих лошадей исполняют классическое па-де-де и заканчивают этот номер красивыми акробатическими трюками».
Тамара ни в чем не уступала мужу. Она искусно демонстрировала так называемые арабские колесики и стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), что считается вершиной мастерства. Захватывал зрителей и такой номер. По кругу галопом мчится конь, Тамара стоит у края манежа, а когда конь приближается к Тамаре, она делает четыре стремительных шага наперерез коню, кажется столкновение неминуемо, но Тамара резко подпрыгивает и, пока она находится в воздухе, конь продвигается на полкорпуса вперед и наездница во весь рост становится ему на спину.
В настоящее время среди артистов этого жанра славой непревзойденных заслуженно пользуются два виртуоза — И. Кантемиров и М. Туганов.
Труппа Али-Бека Кантемирова, отца И. Канте-мирова,— это целая эпоха в советском цирке. Газеты и журналы в свое время писали, что АлиБек Кантемиров — это непревзойденный мастер конного цирка. Манежу он посвятил всю свою жизнь. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных цирков России, он получил мировую известность.
Много и упорно работают Кантемировы над своими номерами, и не случайно за одну из программ труппе Али-Бека присуждено звание лауреата Всесоюзного смотра циркового искусства, посвященного 50-летию Советской власти.
В труппе Кантемирова к лошадям относятся с любовью и уважением, как к равноправным партнерам. Обычно срок работы лошади в цирке не более пяти лет, а у них они служат по 15-20 и даже более лет. Джигиты Кантемировы на своих лошадях принимают участие во многих Всесоюзных конноспортивных праздниках и завоевывают заслуженные победы. Они широко известны и как артисты кино. Со своими лошадьми Кантемировы снимались во многих фильмах. Но особенную известность получил Ирбек и его любимец Буян после съемок фильма «Смелые люди».
А однажды Буян выступил в такой роли, что удивил видавших виды артистов. В день 60-летия народного артиста Советского Союза М. М. Яншина, большого любителя лошадей и конного спорта, Ирбек решил его оригинально поздравить: принарядил Буяна и привел его на пятый этаж по узкой крутой лестнице к квартире юбиляра. Появление четвероногого поздравителя в дверях квартиры вызвало слезы радости на глазах Михаила Михайловича.
То, что лошади — артисты цирка — знают все, а вот что они выступают в театре, слышали, наверное, немногие. Да, да, именно в театре. Да еще в каком! В Москве в Большом театре, в таких знаменитых операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки. А в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» уже около века, с самой премьеры спектакля, присутствует на сцене верный спутник главного героя — Россинант. Раньше эту роль играл терский конь Мавр, а в последние годы ее прекрасно исполняет конь тоже терской породы по кличке Состав.
Не обходились без четвероногих артистов и постановки таких опер, как «Мазепа» П. Чайковского, «Псковитянка» И. Римского-Корсакова. Лошади принимали активное участие в балете «Конек-Горбунок». Когда на сцене появляется живая лошадь, зрители забывают об условности развертывающегося перед ними действия. Недаром же знаменитая балерина Е. Гельцер, с успехом выступавшая в балете «Шубертиана», в своем дневнике написала: «Найти сквозную линию образа Ундины мне помог эпизод отъезда рыцаря.
Во время репетиции на сцену привели красивую лошадь, на которой игравший рыцаря уезжал от Ундины. Я стремительно бросилась за ним и повисла на стременах, обвивая волосами его ноги. Несколько мгновений я пролетела, уцепившись за стремена,— это было рискованно, но красиво».