С древних времен лошади использовались на похоронах. Возможно, это объясняется тем, что лошадей широко использовали в военных действиях, после проведения которых нужно было хоронить павших. Похоронные ритуалы (в том числе и жертвоприношения) с использованием лошадей проводили для того, чтобы воздать почести Марсу. Возможно, именно поэтому лошадей издревле связывали с Марсом (богом войны).
Содержание статьи:
Лошади на похоронах скифов
Примеры использования лошадей на похоронах скифов можно найти у Геродота. Скифы – воинствующие лучники-всадники, жившие в палатках, у них даже городов не было. Пленников и лошадей они приносили в жертву Марсу. Своих правителей они хоронили в курганах, являющихся одновременно и алтарём. Кустарники, ветки деревьев связывали в вязанки, затем укладывали прямоугольный курган с квадратной вершиной.
У этого сооружения три стены вертикальные, а четвертая – наклонная (по ней и поднимаются во время похорон). На строительство этого кургана ежегодно приносят сто пятьдесят вязанок хвороста (поскольку со временем дерево гниет). На этом алтаре лошадей и других животных приносили в жертву Марсу.
Тело почившего правителя скифы бальзамировали и укладывали на ложе в углублении сооружения. Одну из его жён (или наложниц), виночерпия, конюха, слугу, нескольких коней удушали и укладывали в то же углубление. Туда же приносили разнообразные предметы быта и золото в сосудах. После этого яму накрывали, а сверху насыпали курган.
Через год удушали около пятидесяти слуг почившего правителя, при этом выбирали только скифов (нанятые слуги не подходили для этого). Помимо этих слуг та же участь была уготована пятидесяти лошадям. Из этих людей и лошадей делали чучела (используя солому и ветки деревьев), затем получившихся всадников расставляли вокруг кургана.
Похоронные обряды монголов
Обычаи скифов напоминают похоронные обряды монголов. На их похоронах тоже использовались лошади. Своих благородных соплеменников они хоронили в сидячем положении в палатке. В этой же палатке размещали оседланного коня, кобылу и жеребенка, чтобы в мире теней у почившего был домом, молоко (утолить жажду), конь (чтобы не ходить пешком). Ради благополучия души усопшего умерщвляли ещё одну лошадь, её мясо съедали, а кости сжигали. Из оставшейся шкуры делали чучело, которое на шестах устанавливали неподалёку от могилы.
Похороны китайских императоров
На похоронах китайских императоров (в Пекине) также использовали лошадей. Вместе с усопшим правителем в склепе хоронили четырех юных служанок и шестерых воинов, после чего над могилой насыпали высокий холм. Вокруг этого холма заставляли бегать до полного изнеможения четырех коней, затем их умерщвляли, и ставили (на кольях) вокруг холма (чтобы они служили усопшему в другом мире).
Церемония прощания у индейцев
У патагонских индейцев церемония прощания с умершим вождем очень напоминает похоронные обряды китайцев. Индейцы приносили в жертву четырёх лошадей, мясо съедали, затем из них же изготавливали чучела, которые устанавливали на кольях по углам могилы. Такая «пышная» церемония проводилась только на похоронах вождя, всех остальных членов племени после перехода в мир иной хоронили проще: вместо четырех лошадей была одна (его любимая), при этом её чучело ставили головой к могиле.
В Техасе индейцы племени команчи умерщвляли лошадей на похоронах, причем тех, которые принадлежали усопшим при жизни. Генри Лонгфелло, описывая похороны Миниссинка (индейского вождя), упоминает об этом обычае:
«Приходит длинная процессия
Седовласых старейшин и известных воинов.
С тяжелыми сердцами и полными горя глазами
Они ведут боевого коня своего вождя.
Лишенный своего славного боевого облачения,
Без узды, без поводьев и без всадника,
С мечущимися глазами и раздувающимися ноздрями,
Тяжелой и нетерпеливой поступью
Он идет, и его гордые глаза
Ищут хозяина в толпе.
Вождя хоронят. И возле его могилы
Остается только боевой конь.
И быстрая стрела находит свой путь
К его благородному сердцу.
Одно короткое ржание, и в Долине мёртвых
Всадник снова обретает своего коня.»
Это делалось для того, чтобы умершие могли верхом ездить по «Земле Счастливой Охоты». Этих лошадей хоронили вместе с покойными, после чего жены усопших с громким плачем ранили себя ножами до тех пор, пока не падали от потери крови. У лошадей, принадлежащих племени в знак траура укорачивали хвосты и гривы.
Подготовка лошадей к похоронам
В древности представители очень многих народностей подрезали хвосты и гривы лошадей, чтобы выразить свое горе. Например, после смерти Гефестиона Александр Македонский велел в знак траура остричь гривы лошадей и мулов. У фиванцев это вошло в традицию после смерти Пелопида. Плутарх упоминал, о том, что этот же обычай был и у древних персов, его наблюдали греки, разгромив персов в сражении при Платеях (479 год до н.э.).
В некоторых местах этот безобидный для лошадей обряд был изменён: вместо гривы и хвоста обрезали уши любимой лошади усопшего, якобы для того, чтобы выразить скорбь животного по умершему хозяину. К счастью, в наши дни эта жестокая традиция нигде не поддерживается.
Погребение Патрокла в древности
Одним из ярких примеров того, как использовались лошади на похоронах в древности, является погребение Патрокла. Ахиллес был очень тронут гибелью друга, он призвал мирмидонян не распрягать лошадей для того, чтобы они тоже «оплакивали» Патрокла (по его мнению, так погибшему воздавались наивысшие почести).
Ближе к вечеру была устроена трапеза, после которой все мирмидоняне, возглавляемые Ахиллесом трижды объехали вокруг тела усопшего. В погребальных конных играх Ахиллес не участвовал, поскольку скорбь его была слишком велика. Она утверждал, что кони Патрокла «оплакивают» любимого хозяина, опустив головы настолько низко, что их гривы покрылись пылью.
Проведение похорон в Англии
В Англии лошади на похоронах использовались очень широко. При этом подбирали черных лошадей с длинными гривой и хвостом, которые развевались бы на ветру (это характерно для Викторианской эпохи). В Англии лошадей на похоронах использовали и под седлом, и без всадника.
На пышных военных похоронах лошадей использовали без наездников: их вели в поводу за гробом к могиле. При этом с седла свешивались сапоги хозяина животного (направленные против хода лошади), по одному с каждой стороны. Но, в отличие от древних похорон, на которых лошадей умерщвляли (чтобы они служили хозяевам и после смерти), здесь животным это не грозило.
Погребальная церемония на Кавказе
На Кавказе лошади также использовались на похоронах. Чаще всего погребальная церемония завершалась играми, в которых важное место занимали скачки, в которых нередко использовался и конь усопшего. Также отмечали годовщины смерти вождей и выдающихся воинов. Призами в этих скачках были также лошади, иногда в большом количестве.
Такой своеобразный обычай чествовать усопших был не только на Кавказе. Две широко известные ирландские ярмарки – в Кармане и Таилтине, на которых проводятся скачки, организовывались (как и Олимпийские игры), чтобы почтить память умерших. О проведении таких конных игр упоминал Вергилий, а Тацит писал, что германский принц, участвуя в конных играх, выполнил погребальную церемонию в честь своего отца.
Похороны в скандинавских странах
У жителей скандинавских стран лошади также ассоциировались с похоронами и смертью. Например, они считали, что богиня смерти Хель (Гелла) выезжает из своего подземного царства (Нифльхейма) в мир живых на трехногой белой лошади. Кроме того, все люди попадали после смерти в её царство по стеклянному мосту (перекинутому через реку Гьёлль. Этот мост висел на одном волоске, а все души умерших должны были проехать по нему верхом или в коляске, которые для этого сжигали вместе с телом усопшего на погребальном костре.