Бывает, что случается так, что надо перевезти лошадей из одной конюшни в другую, либо отправить их на какое-то соревнование или на отдых. Для этого существует специальной автотранспорт.
Содержание статьи:
Специальный транспорт для перевозки
Лошадей возят в оборудованных коневозках — в небольших автофургонах на 1-2 лошади. Но бывают более вместительные — до 22 голов, в грузовики с высокими бортами. В ненастную погоду или зимой грузовики оборудуют тентами. А для очень дальних путешествий используют морской, или даже воздушный транспорт.
Перед путешествием во избежание травм, лошадям нетуго бинтуют ноги под ватники. При этом захватывают скакательные и запястные суставы. Для погрузки, на лошадь одевают уздечку с поводом, или недоуздок (это узда без удил) с чомбуром (повод недоуздка). В трансопрте лошадей привязывают так, чтобы у них была свобода движения у головы и шеи. Чтобы избежать столкновения лошадей, их привязывают так, чтобы они не могли касаться друг друга. Между лошадьми устанавлиают специальные перегородки, деревянные или металлические.
Если машина открытая и погода ветренная, то нужно одеть на лошадь попону. Спортивных лошадей можно возить на соревнования оседланными, но не в коем случае с натянутыми подпругами. Стремена надо заправить в путлища, по всем правилам.
Лошадей, которых редко перевозят, стараются не пугать при погрузке. В транспорт их заводят несколько человек. Если животное сильно пугается и отскакивает, боясь коневозки, то нужно применять не силу и грубость, а терпение и изобретательность. Также лошадей успокаивает похлопывание по телу и ваш ровный, успокаивающий голос. Надо дать лошади обнюхать фургон, а затем заманить лошадь туда торбой с овсом, пучком сена, или лучше сочной травы, сахаром, яблоком или морковью. Если лошадь подойдет к фургону, и будет продолжать упираться, то можно осторожно взять её ноги, и поочередно передвигать их.
Перед погрузкой лошадей обычно не кормят. Но в длительных поездках, нужно соблюдать трехразовый режим кормления лошадей и поения, как в конюшне. Разница заключается только в уменьшении на 2-3 кг нормы и увеличении количества сена. Прогулки лошадей на длительных остановках желательны.
Правильная перевозка лошадей
Перевозка лошадей разрешается при наличии ветеринарного свидетельства и производится при соблюдении условий, предусмотренных Законом о ветеринарии и Ветеринарным уставом.
Разрешается транспортировка только здоровых лошадей из районов, где не было заразных болезней, из хозяйств, в которых делались предохранительные прививки и проводились исследования на сап, случную болезнь, инфекционную анемию.
Не менее чем за трое суток до отправки лошадям начинают выдавать те корма, которые будут использоваться при перевозке. Погрузка лошадей в транспортное средство должна производиться в светлое время суток в спокойной обстановке и начинаться со спокойных, неагрессивных лошадей, при этом недопустимы крики и побои животных. Транспортировка лошадей осуществляется железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.
Перевозка лошадей железнодорожным транспортом
Лошадей по железной дороге перевозят, как правило, на расстояния не менее 200 км в специальных или приспособленных крытых товарных вагонах. В один четырёхосный вагон грузится не более 10-12 лошадей. После погрузки дверные проёмы закрываются решётками.
Лошадей размещают вдоль продольной оси вагона, головами к междверному пространству. В каждой половине вагона лошадей ставят в два ряда. Вагоны для перевозки лошадей оборудуют досками-коновязями и досками – дверными закладками, в них должны находиться лопаты, мётлы, вёдра, фонарь, ветеринарная аптечка, средства оказания первой помощи. Кобыл и жеребцов перевозят в разных вагонах раскованными на привязи.
Количество корма, выдаваемое в путь, определяется с допущением того, что поезд проходит за сутки около 300 км, кроме этого количества корма выдаётся запас на двое суток. Кормление лошадей производится регулярно два-три раза в сутки.
Поение лошадей при транспортировке производится не менее одного раза в сутки зимой и не менее двух раз в сутки летом. Суточная норма потребления воды – 20-30 л.
Материалы для подстилки те же, что и в конюшнях: солома, опилки, торф. Уборку навоза из вагонов осуществляют раз в сутки на станциях (обязательно согласовывается с транспортной ветеринарной службой). Категорически запрещён выброс навоза из вагонов при движении состава.
Для сопровождения лошадей в пути грузоотправитель выделяет проводников по одному в каждый вагон (для племенных лошадей – по два), которые обязаны разместить лошадей в вагонах, кормить, поить и присматривать за лошадьми, а также производить уборку вагонов. Контролирует этот процесс старший проводник.
При движении состава вагоны проветривают, для этого двери и окна с подветренной стороны (по ходу поезда) оставляют открытыми. Летом в жаркую погоду допускается держать оставлять открытыми двери и люки с двух сторон вагона. При низких температурах люки закрывают, оставляя открытой одну дверь.
Перевозка лошадей автомобильным транспортом
Перевозка лошадей осуществляется в специальных или обычных бортовых грузовиках, в самосвалах перевозка лошадей недопустима. В зависимости от модели автомобиля или полуприцепа одна единица транспорта перевозит 10-24 лошади.
Для перевозки лошадей в кузове грузовика его требуется подготовить: вымыть, в некоторых случаях и продезинфицировать, соорудить деревянный настил (чтобы не портить кузов) или использовать подстилку. Борта должны быть не ниже 1,5 м.
При неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, ветер, холод или жара) кузов для перевозки оборудуют тентом. Перед погрузкой лошадей разделяют по возрастному, половому признаку, а также учитывают назначение лошади. Животных в кузове располагают головами вперед по ходу автомобиля и надёжно привязывают.
Скорость перевозки зависит от типа дороги: 60 км/ч по асфальту, 40 км/ч по булыжной дороге, 25 км/ч по грунтовке. Движение должно осуществляться без рывков, дальность перевозок 450-600 км, длительность не более суток.
Перевозка лошадей авиационным транспортом
В связи с отсутствием специальных самолётов и высокой стоимостью перевозки лошадей авиационным транспортом происходят редко, таким способом доставляют обычно спортивных и племенных лошадей.
Для перевозки лошадей используются самолёты, имеющие герметичное грузовое помещение с вентиляционными устройствами, которые поддерживают оптимальный микроклимат (Ил-76). Лошади в самолётах перевозят в стойлах или специальных унифицированных контейнерах типа УАК-5 с поддонами, которые помещают в грузовой отсек, который перед погрузкой должен быть вымыт, проветрен, а иногда и продезинфицирован.
Пол грузового отсека выкладывают деревянными щитами (сплошными), на которые кладут листы рифлёной резины, сверху засыпают опилками. Стойла располагаются вдоль оси самолёта в несколько рядов и проходами между рядами. Стойла изготавливаются из прочного и лёгкого металла размерами: высота 1,5 м; ширина 0,8 м; длина 2,2 м.
Стенки стойла обиваются пористой резиной. В стойлах предусматривают устройства фиксации лошадей двойной привязью, а при длительности перевозки более 6 часов необходимо устройство крепления кормушки (в этом случае предусматривается запас воды и кормов).
Перевозка лошадей водным транспортом
Средняя длительность перевозок лошадей водным транспортом составляет несколько суток. Правила перевозки такие же, как и по железной дороге. Транспортировку осуществляют на специальных судах для перевозки скота, в трюмах и на палубах грузопассажирских судов и сухогрузов.
При размещении лошадей на палубе сооружают специальный настил, на котором предусмотрены рейки, в которые упираются лошади во время качки. В качестве подстилки применяются опилки, сверху которых насыпана солома. Для удаления навозной жижи палубу оборудуют стоками.
Стойла на палубе и в трюме располагают поперёк продольной оси судна, лошади в них стоят головой к середине судна. Размеры стойла следующие: длина 2,2-3 м, ширина – 0,8-1,2 м, высота боковых переборок – 1,2-1,9 м. Крайние стойла зашивают досками на всю высоту.
При перевозке лошадей в трюмах особое внимание уделяется вентиляции. В каждом трюме размещают лошадей одного пола и примерно одного размера. Жеребцов у стен трюма привязывают особенно тщательно на более толстой привязи. Для предотвращения травматизма, вызванного качкой, в трюме сооружают перегородки. При длительности перевозки более 12 часов на каждые сутки пути выдаётся 8-12 кг грубого корма, 2-4 кг концентратов, 30 л воды, 1,5 кг подстилки. Кормление и поение лошадей производится три раза в сутки, сено и концентраты перед выдачей смачивают водой, температура воды для поения 9-15 °С.
Навоз убирается ежедневно и складируется в месте, указанном капитаном, по прибытии в порт назначения утилизируется по указанию местной ветеринарной службы.
Если в пути происходит гибель лошади по каким-либо причинам, труп помещают в такое место, в котором он не будет разлагаться, при отсутствии такого он выбрасывается за борт не ближе 50 миль до ближайшего порта (морская транспортировка). Всё, что соприкасалось с животным, тщательно дезинфицируют.